Расшифровка заседания 31.03.2017

Заседание 31 марта 2017 года.

Присутствуют: 

Миронов Дмитрий Юрьевич
И.О. Губернатора Ярославской области

Колесов Роман Андреевич 
Заместитель Председателя Правительства Ярославской области

Фирсов Юрий Викторович
Директор департамента - главный государственный инспектор Ярославской области в области охраны окружающей среды

 

Заседание

Миронов Д.Ю.: Уважаемые коллеги, добрый день! Приступим.

Жаров Олег Алексеевич: Добрый день еще раз, дорогие коллеги! Сегодня после некоторого перерыва возобновляется работа Общественного экологического совета. И конечно, для нас это очень важно, что Дмитрий Юрьевич продолжил то начинание, которое было в прошлом организовано, а именно: Общественный экологический совет при губернаторе Ярославской области. Текущий год у нас объявлен годом экологии, и мы знаем, что правительство уделяет очень много внимания вопросам экологии и природоохранной деятельности. Я думаю, что свое видение проблем, которые существуют в нашем регионе, Дмитрий Юрьевич сегодня обозначит, и у нас будет возможность задать вопросы, которые нас всех волнуют и беспокоят.

Миронов Д.Ю.: Добрый день, уважаемые друзья, коллеги! Это у нас первое такое совещание, экспертный совет в таком составе под моим председательствованием. И я хотел бы, чтобы наши заседания  Общественного экологического совета при губернаторе Ярославской области носили неформальный характер. Может быть, мы в дальнейшем будем проводить мероприятия на выезде, чтобы исключить общение с президиумом и аудиторией. Я думаю, в режиме и формате круглого стола вопросы будут задаваться более практические, и общение будет более теплым и понятным. Мы заинтересованы в проведении таких мероприятий, поэтому они будут плановыми. Необходимо будет, Роман Андреевич, установить периодичность и вопросы, которые будут вноситься на эти заседания, чтобы они были действительно практическими, по существу и касались проблемного поля нашей области. Мы все прекрасно знаем, что нынешний год объявлен годом экологии и годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Я считаю и уверен, что эта работа не должна ограничиваться в течение какого-то установленного года, а это просто-напросто задел для того, чтобы на протяжении предстоящих лет, мы проводили такую же работу и не снижали наших темпов. Реализация права граждан на комфортную и благоприятную окружающую среду, сбережение ее для будущих поколений - одна из наших главных и ключевых задач. Хотел бы напомнить, что на территории области сейчас расположены три ООПТ федерального значения. Это Дарвинский государственный природный биосферный заповедник (http://www.darvinskiy.ru ) в Брейтовском районе, также национальный парк «Плещеево озеро» (www.plesheevo-lake.ru) в Переславском районе и государственный природный заказник "Ярославский"  в Некрасовском и Даниловском районах. Кроме того, на территории Ярославской области находится 366 ООПТ регионального значения и 11 местного. Также для них установлен особый режим правовой охраны, который, тем не менее, нередко нарушается. Также в пределах ООПТ в минувшем году выявлены факты незаконного строительства. Ущерб при этом наносится природе и оценивается в десятки миллионов рублей. И зачастую это потеря безвозвратная. С подобными фактами борются контролирующие и правоохранительные органы, но роль общественности в такой ситуации очень велика. Поэтому мы вместе должны поставить заслон на пути тех, кто пренебрегает законом, кто ставит свои корыстные интересы выше интересов жителей Ярославской области. Особо хотел бы остановиться, уважаемые коллеги, на сохранности лесов региона, которые мы все справедливо называем легкими наших городов. Ярославская область занимает пятое место в ЦФО по площади лесного фонда. Общая площадь лесов составляет практически половину всей территории области и 90% расположено на землях Гослесфонда, на которых в 2016 году было незаконно вырублено более шести тыс. кубометров древесины. Размер причиненного ущерба превысил 68 млн. рублей. В последнее время борьба с черными лесорубами является одним из самых приоритетных направлений в работе Правительства. И это уже приносит результаты. Число незаконных вырубок сократилось в четыре раза, я считаю, что это хороший результат, но на достигнутом останавливаться не будем. Мы прекрасно понимаем, что для того, чтобы наша работа была успешной, мы должны все вместе и региональные контролирующие органы, и местные власти, и общественность включиться активно в эту работу, чтобы люди прекрасно понимали, что мы должны беречь нашу природу. Именно поэтому сегодня мне хотелось бы услышать ваши предложения по этим вопросам. Вы прекрасно знаете, что одним из самых приоритетных направлений в развитии области является туризм, в том числе, экологический. Он востребован во всем мире, и я уверен, что если мы будем продолжать эту работу, он будет востребован и в Ярославской области. Благо для этого у нас все есть. Огромный, я считаю, потенциал. И нашему региону, на территории которого находится порядка 80-ти озер, множество рек и такой уникальный водоем, как Рыбинское водохранилище или Рыбинское море, как зачастую мы его называем. Необходимо как можно эффективнее использовать все имеющиеся возможности. Давайте мы сегодня обсудим перспективы развития этого направления. Хотел бы, чтобы вопросы формулировались в практической плоскости, поэтому предлагаю приступить к работе. Пожалуйста, Олег Алексеевич.

Жаров О.А.:  Спасибо, Дмитрий Юрьевич. У нас на повестке дня сегодня три основных вопроса. Первый вопрос касается ООПТ Ярославской области, их количественные и качественные изменения за 2006-2016 гг. Доклад у нас готовил Фирсов Юрий Викторович, директор Департамента окружающей среды и природопользования. У меня большая просьба, в регламенте хоть и написано 20 минут, но давайте немного сократим доклады, чтобы осталось больше времени на вопросы. Пожалуйста.

Фирсов В.Ю.: Добрый день, уважаемые коллеги! Дмитрий Юрьевич, Олег Алексеевич, уважаемые члены Общественного совета! Общественным советом было предложено на первом заседании в этом году доложить и рассмотреть вопрос системы создания ООПТ, а также перспективы их развития. Соответственно, Департаментом был подготовлен соответствующий доклад. Как нам известно, коллеги, что экологическая доктрина Российской Федерации, которая была одобрена Правительством Российской Федерации в 2002 году, выделяла одним из основных направлений государственной экологической политики создание сети ООПТ (http://oopt.aari.ru) и обеспечение мер по сохранению биологического, ландшафтного разнообразия. На сегодняшний день ООПТ в соответствии с федеральным законодательством подразделяются на три категории. Это ООПТ федерального значения, регионального и местного. Что касается территорий непосредственно Ярославской области, то у нас имеются государственные природные заповедники, национальные парки, это как раз категория относится к объектам федерального значения, а также две категории: государственные природные заказники и памятники природы, относящиеся к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Небольшой исторический экскурс. В соответствии с результатами проведенной в 2000-х годах инвентаризации к началу отчетного периода в 2006 году в систему ООПТ у нас входило три объекта федерального значения, 258 регионального и 125 местного. Таким образом, в 2006 году площадь ООПТ всех категорий составляла порядка 378 тысяч га или 10,4% от площади области. Однако отсутствие на этот период специализированной организации, осуществляющий общий надзор и контроль, отсутствие режима охраны для подавляющего большинства ООПТ, а также отсутствие сведений повлекло за собой утраты рекреационных, природных способностей этих ООПТ. Действительно, сегодня на территории Ярославской области в этом плане есть определенная проблема. Если мы берем по аналогии с ООПТ федерального значения, то там на каждый ООПТ создана своя дирекция, имеется своя служба охраны, свои силы и средства. К сожалению, на территории Ярославской области сейчас для каждого ООПТ регионального значения таких возможностей нет. Я отдельно на этом вопросе еще остановлюсь, что делается для того, чтобы этот надзор все равно осуществлялся надлежащим образом. В 2010-2015 гг. была проведена очень важная работа по уточнению местоположения границ ООПТ, в результате которых мы получили изображения на картографических материалах, получили карты каждого муниципального образования с нанесением границ данных территорий, карты-планы всех ООПТ с границами, уточнили значения площадей. Полученные данные в настоящее время используются Департаментом и заинтересованными лицами для разработки положений об ООПТ. Особо следует отметить, что на сегодняшний день Ярославская область является одним из лидеров в ЦФО по внесению в единый государственный реестр недвижимости (https://rosreestr.ru ) данных об ООПТ. Благодаря этому у собственников десятков тысяч земельных участков появилась  официальная информация о том, что они расположены в границах ООПТ и имеют ограничения в использовании своих участков. Это очень важно и с точки зрения профилактики правонарушений, которые на сегодняшний день происходят у нас на территориях. По состоянию на сегодняшний день, коллеги, на территории Ярославской области функционируют 380 ООПТ общей площадью 365 тыс. га, что составляет 10% площади области. Это три ООПТ федерального значения, 366 ООПТ регионального и 11 местного. Если вы обратили внимание, то до этого времени порядка 125 ООПТ были отнесены к категории местного значения. Но, к сожалению, как показал анализ, органы местного самоуправления не справлялись с этим режимом, не осуществили надлежащую охрану, поэтому было принято решение максимально повысить статус ООПТ, и мы фактически перевели больше ста ООПТ местного значения и придали им статус региональных. Поэтому у нас сегодня осталось только 11 ООПТ местного значения. В целях соблюдения законодательства об ООПТ Департаментом проводится работа по нескольким основным направлениям. Сведения о границах ООПТ внесены в государственный кадастр недвижимости, как я уже говорил. И сегодня мы с вами можем на информационном ресурсе «Публичная кадастровая карта  РосРеестра» (http://www.gosbti.ru) это увидеть. Также на геоинформационном ресурсе «Геопортал Ярославской области» (http://gis76.ru) и сайте Департамента окружающей среды и природопользования (http://www.yarregion.ru ) вся эта информация размещена. Постоянно актуализируется информация об ООПТ в материалах, документах территориального планирования муниципальных районов. На сайте Департамента создан специализированный раздел "Особо охраняемые природные территории", на котором содержатся сведения из государственного кадастра. Всем заявителям предоставляются сведения из государственного кадастра, когда к нам обращаются, чтобы узнать о возможности проведения той или иной деятельности в границах ООПТ. Устанавливаются специальные информационные знаки. В 2016 году было установлено более 100 информационных знаков и аншлагов на ООПТ регионального значения. Ну и безусловно, проводятся различные экологические акции, направленные на экологическое просвещение, обучение, воспитание нашего поколения. Также публикуется информация в СМИ. Таким образом, за прошедший период с 2006 по 2016 гг. в сфере развития охраны ООПТ регионального значения достигнуты следующие основные результаты. Установлены границы на сегодняшний день у 100% территорий ООПТ, внесены сведения в государственный кадастр недвижимости 99,5%, по двум территориям мы еще не внесли сведения, но  обязательно внесем. Установлен либо уточнен режим охраны у 37-и ООПТ, что составляет 10% от общего количества ООПТ, но 70% от общей площади ООПТ. Это важно. Установлены охранные зоны у 42% ООПТ. Установлены информационные знаки и аншлаги на 41 территории. В декабре 2015 года был утвержден закон Ярославской области об ООПТ регионального и местного значения, а также утверждены два Постановления Правительства о порядке создания и порядке заключения охранных обязательствах на памятники природы. Кроме того, коллеги, я вначале обратил ваше внимание  на то, что действительно на каждой территории мы пока что не можем создать технические, финансовые возможности фактически дирекции, поэтому в Департаменте с 1 января 2017 года создано специально подразделение по ООПТ. Кроме того, создано подведомственное Департаменту государственное бюджетное учреждение "Управление по ООПТ и охране животного мира". Это специальное государственное бюджетное учреждение, которое будет заниматься установкой и размещением аншлагов, разработкой положения об ООПТ, а также обследованием и патрулированием территории. Мы сейчас пересматриваем вопрос штата в сторону увеличения. Также Правительством области на 2017 год выделены бюджетные средства для проведения исследований ряда ООПТ для того, чтобы нам разработать остальные положения. Выделены средства на установку аншлагов и информационных знаков. Мы планируем в этом году установить порядка 150 информационных аншлагов, т.е. продолжить эту работу. Ну и соответственно, приказом Департамента мы утвердили план и график разработки положений ООПТ, охранных зон, охранных обязательств. С этими документами вы можете ознакомиться на сайте Департамента. Они находятся в открытом доступе. Вместе с тем хотелось бы отметить, что, несмотря на проводимую работу, выявляются нарушения природоохранного законодательства. Некоторые нарушения связаны с принятыми ранее решениями органов власти о предоставлении земельных участков для осуществления индивидуального жилищного коттеджного и дачного строительства, размещения различных линейных объектов. В том числе, как уже было сказано, в последнее время участились случаи вырубки древесных насаждений в границах ООПТ, а также замусоривание территории. Наибольшее количество фактов нарушений выявляются в Мышкинском, Тутаевском, Угличском, Переславском муниципальных районах. Более того уже есть факты вандализма, когда выкапывают аншлаги и сдают на металлолом, поэтому мы приняли решение в этом году их изготавливать из дерева. Будем смотреть, как в этом году пойдет это дело. Кроме того, многие ООПТ у нас расположены, как вам известно, в населенных пунктах и непосредственной близости к ним, поэтому они испытывают очень большую антропогенную нагрузку, когда приезжает отдыхать население и, к сожалению, не всегда за собой убирает. Тем не менее, мы сейчас рассматриваем вопросы установления различных временных контейнеров на период отдыха. И будем проводить соответственную просветительскую работу. В заключение, уважаемые коллеги, хотелось бы отметить, что для сохранения и развития системы ООПТ Ярославской области мы наметили для себя  определенные задачи. В 2011 году по этому вопросу были поручения правительства. 

- Это и усиление в первую очередь работы по охране ООПТ. С Департаментом лесного хозяйства мы заключили соглашение: наши инспектора совместно с ним патрулируют. Т.к. у нас вырубка идёт, как правило, и на территориях ООПТ, поэтому здесь наши функции пересекаются - мы совместно осуществляем патрулирование.

- Это продолжение работы по установлению режима особой охраны

- Создание охранных зон

- Утверждение паспортов памятников природы

- Заключение охранных обязательств

- Но и, конечно, большая работа планируется по экопросвещению населения

Сейчас у нас снежный покров сходит, потому в апреле запланировано проведение ряда субботников со всеми заинтересованными органами. Прошу вас всех настроиться на эту работу и оказывать нам помощь. Благодарю за внимание, если есть вопросы – постараюсь ответить.

 

Вопросы

Александр Александрович

- В той справке, которую сейчас дали об экологической ситуации Ярославской области, на первом плане – экологический ущерб прошлых лет: говорится о прудах-накопителей кислых гудронов на Менделеевском заводе. Очень хорошо, что под руководством председателя правительства Степаненко ведется большая работа, коллектив маленький сохранен, получает заработную плату. Но, это мало, чтобы мы могли быть уверены, что загрязнения Волги не происходит. Вопрос: когда, с помощью банковской системы или других инвесторов будет этот завод нормально работать, т.е. будет иметь прибыль и, естественно, будет вкладывать средства в ликвидацию этих кислых гудронов? У меня такой вопрос – есть ли такие перспективы?

 

Миронов Д.Ю.: Я могу ответить. Поставлена задача контролировать ситуацию и не только контролировать – мы сделаем всё возможное, чтобы ликвидировать накопленный ущерб. Действительно, это нарыв на теле Ярославской области и не только кислогудронные пруды, это проблема зелёных масел на территории Лакокраски, и до конца ещё нет четкой правильной оценки, какую угрозу и в каком количестве эти зелёные масла располагаются на территории Ярославля. Уважаемые коллеги, работа ведётся. Юрий Викторович, ответьте, что конкретно делается.

 

Фирсов Ю.В.: На сегодняшний день этот вопрос полностью взят правительством на особый контроль. Ежедневно туда у нас выезжают сотрудники департамента для мониторинга. Особенно сейчас, в противопаводковый период, во взаимодействии с сотрудниками МЧС, с Департаментом региональной безопасности и сотрудниками Росприроднадзора по Ярославской области. Несмотря на то, что это объект Федерального надзора, мы не снимаем с себя этой ответственности. Мы в постоянном режиме отбираем пробу в реке Печегда, превышений на сегодняшний день не имеется. У нас создана рабочая группа под председательством Романа Андреевича (Колесова), мы проводили два совещания по выбору технологии. На сегодняшний день вся необходимая информация у нас отправлена в Минприроды России, это и по кислым гудронам и по зелёным маслам, для включения в программу по финансированию. Если у нас завод не сможет своими силами справиться, то в том числе за счет средств федерального бюджета мы будем решать этот вопрос. И плюс мы сейчас планируем провести там геолого-инженерные изыскания, т.к. последние проводились в 2000 годах, прошло уже 16 дет. Надо нам с вами коллеги понимать, что там находится, чтобы нам с вами не переживать. И вчера проводилось    заседание: у нас приезжал министр по чрезвычайным ситуациям, и ему так же было доложено, что на сегодняшний день все силы и средства в случае возникновения какой ситуации находятся в боевой готовности. Ситуация полностью под контролем.

 

Миронов Д.Ю.: Я предлагаю в рамках нашего Экологического совета подготовить письмо  на С.Н.Ястребова, чтобы организовать взаимодействие по решению этого вопроса, чтобы наш земляк, Сергей Николаевич включился в эту работу как можно активнее. Мы прекрасно понимаем, что установка, которая функционирует на территории НПЗ, только обеспечивает режим того, чтобы это все не переросло в чрезвычайную ситуацию. Естественно, что и Федерация будет помогать на случае, если что произойдет. Но, конечно, нужна кардинальная мера, и кардинально решение для переработки того накопленного ущерба. По нашим оценкам он составляет порядко 260 тысяч тонн, поэтому здесь нужна новая современная хорошая технология, которая поможет эти пруды рекультивировать. Технологии есть и отдельные фирмы, которые работают, они готовы покупать это сырье,  оно пригодно для переработки и различных промышленных циклов.

 

Колесов Р.Ю.: Уважаемые коллеги, ситуацию нужно на две части разложить:

- недопущение ухудшения экологической ситуации -  перелива кислых гудронов в реку Волгу. Могу вас и со своей стороны заверить. Мониторинг там тотальнейший: с нашей стороны, с муниципального района, с завода, со стороны МЧС ежедневно меряем уровень прудов, наблюдаем за ситуацией внутри завода, за ситуацией схода снежного покрова, как грунтуется снег, как вывозится, какие силы и средства там задействованы, хватает ли там реагентов, хватает ли сил сотрудников, выплачивается ли там зарплата. Перелива там не произойдёт, мониторинг тотальнейший. Если будет ухудшаться ситуация - есть понимание, откуда стягивать силы и средства для ликвидации прудов.

И второе – мы работаем по направлению реанимации завода – работаем с банком, работаем  с инвестором, которые на ближайшем подходе планируют вдохнуть новые силы в наш уважаемый завод, и естественно работаем по включению кислых гудронов в программу их рекультивации. И после схода снега мы планируем вместе с департаментом зашурфить эти пруды и посмотреть, что там конкретно находится, на полную глубину.

И я на самом деле хотел вынести данный вопрос на одно из следующих заседаний, может быть даже с выездом, а сейчас просьба от нас переключиться на ООПТ, потому что ОООПТ – это тоже огромный пласт работы в сфере экологии, и мы хотели бы послушать от вас предложения, куда нам перенацелить своё внимание, и где нам усилиться.

 

Байкова Лидия Ивановна, руводитель областной экологической общественной экологической организации «Зелёная ветвь»:

Юрий Викторович, как вы оцениваете исчезновение Петропавловского парка из списка особо охраняемых природных территорий?

 

Фирсов Ю.В.: На мой взгляд, любое исчезновение – это, конечно, не допустимо. Наверное, в своей время, когда принимались те или иные решения в свою бытность они не были до конца продуманы, раз было принято такое решение. На сегодняшний день Петропавловский парк такой возможности лишен. Вместе с тем, общественность к нам обращалась, чтобы этот статус заново придать. У нас в департаменте была создана рабочая группа, где мы пригласили уважаемых из общества людей, чтобы эту проблему осветить. Сейчас стоит вопрос о том, насколько парк несет за собой определенное природоохранное значение. Поэтому мы повторно предложили коллегам по сходу снежного покрова вернуться к этой проблеме, чтобы ещё раз оценить природное значение. По нашим данным на этот день оно во многом утрачено.

 

Байкова Л.И.: Вы сказали, что не совсем продумано решение было. А согласовалось ли оно с нормативными актами – законами?

 

Фирсов Ю.В.: По законам тем, которые были в тот момент приняты, оно согласовалось. Но если чиновники на местах решения эти принимали – наверное, да. Если они приняли незаконное решение – тогда это больше вопрос к правоохранительным органам.

 

Байкова Л.И.: Зададим. Вопрос второй. Сейчас сносится, идёт сплошная рубка в трёх километрах от села Середа, сосновая роща. Лесопаталоги  проверяли её по-моему в 15-16 году и там обнаружили корневую моль. И вроде бы по положениям тех лет роща  подлежит сносу, но в декабре месяце прошлого года было принято решение МПР о том, чтобы не сносить деревья, пораженные корневой молью. Но тут получились ножницы – решение о сносе уже запущено. И его исполнить нужно в течение 3х лет, а сейчас вот с начала этого года можно не сносить. Можно ли вмешаться – роща совершенно уникальная?

 

Фирсов Ю.В.: Спасибо за вопрос. Конечно, я себе пометил. Мы ситуацию промониторим и поднимем этот вопрос.

 

Байкова Л.И.:  Вопрос третий, кардинальный: у нас кадастровая оценка границ ООПТ проведена, и всё в законных рамках делается, но у нас на территории ООПТ есть частные владения. Павловский парк пример тому. И владелец, он свято уверен, что он может делать с тем участком, который он получил во владение, что может. Кстати, то же самое, что в Петропавловском парке.

 

Фирсов Ю.В.: Петропавловский парк у нас не отнесен к категории особо охраняемой. Павловский парк: безусловно, на неё режим есть, и всю свою деятельность собственник  должен осуществлять с учетом определённых ограничений. И ограничения на сегодняшний день четко регламентированы. Это отсутствие перепланировки ландшафта этого парка, различные строительные работы и т.д. Если эта процедура планируется в целях социально экономического развития - такая процедура предусмотрена. В таком случае разрабатывается комплект документов, которые поступают в департамент на рассмотрение. На сегодняшний день нам таких документов не поступало. Если там сейчас ведут застройку -  у нас такой информации нет. Если она планируется, и у вас есть такая информация, то мы возьмём её на особый контроль.

 

Колесов Р.Ю.: Коллеги, у нас режим ООПТ не подразумевает тотальные запреты и, условно говоря, делать, создавать некую резервацию, где ходить нельзя. Федеральный закон позволяет вести определённую деятельность, которая разрешена в установленном порядке, когда проведена некая экспертиза. Призываю, что если что-то происходит – необходимо  первую очередь понять, законно то или нет, соответствует  это режиму ООПТ или нет. В связи с этим у меня предложение департаменту разместить на сайте весь перечень ООПТ с тем режимом, который там предусмотрен. Простым языком, для человека. Чтобы члены Экологического Совета и граждане Ярославской области не лазили по широкому спектру постановлений Правительства ЯО, а была, условно говоря, табличка некая простая, перечень ООПТ, и под каждой ООПТ - какой режим там предусмотрен. Чтобы простой человек мог сличить реалии, которые происходят на территории, с вашей табличкой на сайте. Я прошу такую работу организовать.

 

Байкова Л.И.: Названа цифра площадей по ООПТ по области. За 10 лет в какую сторону она изменились?

 

Фирсов Ю.В.: За 10 лет она уменьшилась, незначительно, на 0,4 процента. Это связано с тем, что когда проводилась работа по инвентаризации, было выявлено, что больше 100 территорий местного значения, где не осуществлялась надлежащая охрана.  В том числе, к сожалению, утратили свою рекреационную способность. Поэтому мы не смогли некоторым земельным участкам придать статус ООПТ.

 

Байкова Л.И.: Но этот факт. Давайте посмотрим чуть поближе: город Ярославль. За последние несколько лет мы утратили 120 га парка в пойме Которосли, 30 га Петропавсловкого парка. И планируется к вырубке пусть не охраняемая природная территория – зелёный массив Шевелюха 60 га. Итого 210 га.

 

Фирсов Ю.В.: Посыл понятен, будем работать.

Байкова Л.И.: Спасибо.

 

Богданова Е.А.: Из своей деятельности я поняла, что самый скользкий вопрос - это вывод из территории ООПТ после экспертизы, в том случае, когда там есть заключение, что территория утратила свои природоохранные свойства. И у меня предложение нельзя ли хотя бы в границах территории Ярославля наложить мораторий на вывод этих земельных участков из зоны ООПТ.

 

Фирсов Ю.В.:  Дело в  том, что мораторий на сегодняшний день и предусматривается. Если не утратило на сегодняшний день…

 

Богданова Е.А.: Но там экспертиза, столько извилистых путей, и все это прекрасно срабатывает.

 

Фирсов Ю.В.:  Возможно, речь идет, что перед этим была проведена некоторая работа, где потеряли…

Коллеги вы поймите, этот перевод из одной категории в другую  - вот этот механизм он заложен на федеральном уровне. И мы субъекты – не можем противоречить. Но слыша ваш посыл – можем взять это на особый контроль для себя. У нас экологическую экспертизу проводят не сотрудники департамента. Её проводят эксперты, на которых мы не можем даже повлиять. Департамент только утверждает их экспертное заключение. Потому как не им быть в этом вопросе принципиальными.

 

Богданова Е.А.: Но этого никогда не будет, вы сами понимаете.

 

Рожков С.: Меня зовут Рожков Сергей, Мусора.Больше.Нет. В вашем докладе обратил внимание вот на что, что основные причины, губительные для природы, они всё-таки антропогенные. Это не секрет. Мы боремся, скорее всего, с последствиями. А экологическое просвещение в вашем списке на последнем месте оказалось. Вот то, что вы делаете, полезное дело – эти аншлаги, это один из моментом этого экологического просвещения. Существует ведь много других способов. По сути, они должны быть в первых местах. Я предлаагаю рассмотреть весь спектр возможностей экологического просвещения, которые есть у вас в распоряжении. Но, возможно, нужно как то продвигать информацию: может быть через какие соц.ролики, посвященные проблемам: это проблема мусора, пожары, вырубка, ещё что-то добавите. Телевизор сейчас всё-таки много людей смотрят. И сейчас идет весна и столько палов начнётся. А многие элементарно не знают, к чему что приводит. Я не говорю уже об опасности возгораний. Просто гибнет животный мир, растения. Но вам не надо об этом объяснять. Я предлагаю задуматься об экологическом просвещении.

 

Колесов Р.Ю.: Спасибо за вопрос. Не поверите, на самом ближайшем оперативном совещании вопрос этот я активно ставил и расскажу наши внутренние тайны. Юрий Викторович неоднократно руган был с моей стороны. Вот здесь сидит  у нас Людмила Владимировна, которой жесточаеше поставлена задача в год Экологии трубить об экологии. Мы должны трубить не только о чёрных лесорубах, которых мы побеждаем, а об экологии. Поэтому, заверяю вас, что экологическое просвещение, пропаганда в СМИ поставлена у нас на самую широкую ногу. Кроме того, мы в этом году в ближайшее время впервые у себя в субъекте принимаем закон об экологическом образовании и просвещении. И не совсем с вами согласен, что мы это ставим на последний ряд: для нас это крайне важная работа. Мы понимаем, что экология – это дело каждого и нужно прививать подрастающему поколению бережное отношение к природе, рациональное отношение к природе. Поэтому заверяю вас, что мы поднимем эту работу на высокий уровень, а если не поднимем, поругайте меня на следующем Совете.

 

Анашкина Елена Николаевна, главный референт Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области: Я отвечаю как раз за проведение года экологии в Ярославской области. И хочу заверить, что эти мероприятия у нас внесены в план и составляют большую часть плана. И что касается опасности палов сухой травы: у Юрия Викторовича лежит макет. Мы договорились с РЖД, что они будут тиражировать эти листовки и будут вместе с нашими волонтёрами (педагогического университета, где я преподаю), волонтёрами добровольных организаций будут раздавать их в местах большого скопления людей: на вокзалах и в электричках – т.е. тем людям, кто может быть виновен в поджогах травы.

Тем более у сотрудников МЧС есть видеоролик, необходимо  нам будет с ними связаться и переговорить со СМИ и более активно пропагандировать.

 

Фирсов Ю.В.: есть, принято.

 

Жаров О.Е. Спасибо Юрий Викторович, мы переходим к другому вопросу и сейчас узнаем, зелёные пояса у нас вокруг городов увеличивают или уменьшаются. Аркадий Романович, член нашего Совета, доложит.

 

Бобович Аркадий Романович, почетный архитектор России, 
главный архитектор Ярославля с 1985 по 2008 гг.:
Тема моего выступления -  «Лесопарковые зелёные пояса». Я начал бы выступление с одной небольшой цитаты. В 2004 году темой журнала ГЕО в мае была «Сады и Парки». И редакционная статья главного редактора В.Потапова звучала «Все в сад, пока не поздно». Я хочу сказать, что это  не только тема садов и парков, это тема всех зеленых насаждений. 

Вот что написал Главный редактор: «Нам говорят о важных задачах, стоящих перед страной. Нужно поднять экономику, провести реформы, добавить увеличения рождаемости и продолжительности жизни. Ради последней задачи, как я понимаю, затеяно всё остальное. Ради чего же ещё. Превращая свою среду обитания в асфальтово-бетонную, мы свой век точно сократим. Обустройство садов и парков, я бы прочитал как сохранение и преумножение зелёных насаждений, это задача  государственного масштаба, она сливается с глобальными природоохранными проектами, например, со спасением дождевых лесов Амазонки, легких нашей планеты.

И пару цифр, которые вы все знаете: 1 га зелёных насаждений усваивает из воздуха 4 тонны углерода, очищает наш воздух. И вторая – город с населением 1 млн. чел. и площадью 20 т.га потребляет природные ресурсы с близлежащей площади 2 млн. га., т.е. площади, большей площади города в 100 раз. Это так называемый экологический след города: это то, что мусор появляется, что вырубленные зелёные насаждения и прочее. Т.е. территории, которые окружают город, чрезвычайно важны, чтобы жизнь в городе была благоприятной.

Я считаю, что тот вопрос, которые мы сегодня обсуждаем, это вопрос жизни: нас, наших детей, внуков, будущих поколений. Очень интересно, что 3 июля 2016 года был принят Федеральный закон №353, который внёс изменения в закон об охране окружающей среды и дополнил его специальной главой 9.1 «Лесопарковые пояса». В соответствии с законом лесопарковые зелёные пояса – это зоны с ограниченным режимом природопользования и другой хозяйственной деятельности, включающие в себя территории, на которых расположены леса и территории зелёного фонда, в границах городских поселений, которые прилегают к указанным лесам или составляют с ними единую естественную экологическую систему.

Но вообще-то, новое - это хорошо забытое старое. Дело в том, что в российском законодательстве существовали определённые документы, которые говорили о том же самом. Во-первых, было такое понятие – пригородные зоны городов, территории, которые находятся вне городской черты, но которые используются в интересах горожан. Т.е. это территории рекреационного назначения, санитарно-оздоровительного назначения. К сожалению, в 2005 году из закона, из градостроительного кодекса, исчезло понятие «пригородные зелёные зоны» и в 2010 году оно исчезло из земельного кодекса. Но осталось одно понятие, которое есть в лесном кодексе – это защитные леса – леса, расположенные вокруг  городов. И их назначение то же самое – оздоровительное, санитарно-гигиеническое. И осталось понятие «зелёные зоны городов», на которые есть ГОСТ. Земли зелёных зон городов – это земли, выделенные в установленном порядке за пределами городской черты, занятые лесами, лесопарками и зелёными насаждениями, выполняющие защитные и санитарно-гигиенические функции и являющиеся местом отдыха населения. Т.е то, что сейчас написано в законе, оно реанимирует те документы, которые были ранее, и даёт им прочную законную основу. Вот обратите внимание, в том самом ГОСТе площадь зелёных зон для городов в нашей зоне смешанных лесов – 200 га на 1000 человек, т.е. на одного человека – 2000 м2. Т.е. в пригороде должно быть зелёных зон, с тем чтобы люди могли нормально жить нормально дышать. В том числе в этой площади лесопарковые территории…

Да, я хочу сказать, что зелёные зоны состоят из двух частей и лесопарковой и лесохозяйственной части. Так вот лесопарковая часть для городов с населением от 500 т.чел до 1 млн. должна составлять 25 Га на 1000 чел., или 250 м2 на одного жителя.

Я хочу ещё вспомнить, то, что согласно Градостроительного кодекса основная цель градостроительства - это обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущих поколений. Т.е. охрана природных ресурсов – это, в том числе, и основная цель градостроительной деятельности.

Что можно сказать про ситуацию в Ярославле. Смотрите, есть такая норма при строительстве жилых домов – должна быть обеспечена норма 6 м2 на чел. в жилом доме зелёных насаждений на придомовой территории. Что сейчас в реальности происходит? Что при точеной застройке, что при массовом строительстве практически возле домов зелёных насаждений не остаётся, это всё сегодня парковки. Все это видят, и все это отмечают. Следующий норматив градостроительный: на каждого человека должно быть 16 м2 площадей зелёных насаждений общего назначения: парков, садов, бульваров и скверов. В реальности у нас около 5 м2, я имею ввиду благоустроенные территории парков, скверов бульваров. И повсеместно идёт посягательство на застройку зелёных зон так и существующих, так и тех, что планируется генеральным планом города Ярославля.

Вот что говорила Лидия Ивановна – 60 Га в районе Шевелюхи – это 4 парка нефтеперабатывающего поселка, или 20 парков Бутусовских… Что это за территория? По документам это было промышленная зона. А в реальности - это была воинская часть, которая должна была в случае ЧС навести мост  случае разрушения ж./д. моста через Волгу. У неё все находилось на территории 60 га и, т.к. это закрытое учреждение, и эта территория была в общем то не слишком видна в воздуха. Она полностью заросла лесом. И это в основном сосновый лес. И вот сейчас воинская часть убрана, появился какой-то новый собственник. Который собрался эту территорию застроить, несмотря на то, что это реально лес. Пусть он на бумагах числится иначе, но это лес. А Заволжский район – это легкие Ярославля. Если уничтожить такую площадь зелени- это губительно скажется на всем населении Ярославля.

И хочу сказать, что постоянно вносят изменения в генплан Ярославля, и эти изменения во многом связаны с изъятием земельных участков зелёных зон под застройку.

Вот что касается ООПТ Ярославля – в 2005 в Ярославле было 387 га зелёных насаждений, или 1,88% от площади Города, в 2010 – вот те 150 га из тех были исключены и осталась площадь 236 га. На сегодня в ООПТ Ярославля включено ещё 41 га в районе реки Толгоболки. Итого стало 277 га, или 1,32 % от общей площади. Для сравнения, в Москве до расширения её границ общая площадь составляла 100 тыс. га, а площадь ООПТ – 17 тыс. га, т.е. 17%. В Ярославле 1,32%, а в Москве 17%. Это вот что значит эти территории, их статус, для того чтобы город мог жить и развиваться.

Я вернусь к закону о поясах. В законе четко прописана процедура, как территории должны вводится в эти лесопарковые пояса. Заинтересованные органы местной власти, местного самоуправления, НКО обращаются в общественную палату субъекта Федерации. Общественная палата проводит общественные слушания. И, если в результате общественных слушаний признано целесообразным создание такой зоны, то она общается в представительный орган субъекта Федерации, и он уже принимает соответствующее решение или не принимает, если есть серьёзное обоснование. И далее – идет процедура согласования границ. У меня предложение. Я считаю, что это очень важно – особенно вокруг Ярославля, вокруг Рыбинска, надо срочно создавать такие зоны, потому что сегодня они все подвергаются застройке. Сегодня оба этих города расползаются. Сельские земли переводятся в земли населённых пунктов, появляются промышленные зоны. Мне кажется, что это просто если жить сегодняшним днём – то все хорошо, если думать о будущем – то это чревато серьезными последствиями.

У меня предложение инициировать разработку таких документов, прежде всего для города Ярославля, может для Рыбинска, других городов, и вот с этим предложением я выхожу к членам Совета.

 

Колесов Р.А. Спасибо, что поднимаете такой вопрос. Я когда-то в свое время работал с лесопарковым поясом города Москвы, поэтому есть представление, что это такое. Коллеги- экологи правильно поднимают вопрос «законсервировать» территорию вокруг города для его охраны. Но мы должны понимать, что развитие города должно происходить, поэтому с т.з. экологии строительство промышленных зон это плохо, но с т.з. экономики возрождения субъекта, увеличения зарплат населения, увеличению налогов в казну – большой плюс. Потому я предлагаю подойти к этому вопросу комплексно: создать рабочую группу заинтересованных сторон - департамент ООСиП, департамент имущества, строители, представители инвестиционного блока, вы, уважаемые коллеги, где мы можем на такой площадке взвесить и разобрать все вопросы. Проинвентаризировать, посмотреть, какие площади мы можем включить в эту зону, сравнить её с генпланом поселения городов и посмотреть, и если в той или иной черте есть необходимость развития промышленной застройки, застройки жилой, то принять решение и защитный пояс передвинуть. Хотел сказать, что у нас дивизия ВДВ планировала создать полк на территории Ярославля, тоже подбирали территорию. Представьте, какой это плюю для экономики, сколько там контрактников, которые платежеспособные, которые могли вносить вклад в экономику. Но с другой стороны – подбор территории, под их дислокацию, под технику, он затрагивает такие зоны.

В то же время я бы хотел, чтобы мы комплексно посмотрели эту ситуацию со всех сторон. Я работал в департаменте природопользования Москвы, представьте, как там давление на зелёные зоны со стороны строителей – нещадное просто. Там иногда просто было невозможно что-то отстоять – но отстаивали. Предлагаю создать рабочую группу, перейти на площадку департамента и там обсуждать эти вопросы.

 

Бобович А.Р. Я с Вами полностью согласен, я не предлагаю шашки наголо и бросаться в атаку несмотря ни на что. Действительно, это должна быть комплексная оценка.

Колесов Р.А. Делаем рабочую группу

 

Анашкина Е.Н. Не всегда в сокращении количества зелёных насаждений виноваты власти, иногда к этому прикладывает руку и общественность. Я вот посмотрела специально за 2016 год: как депутату муниципалитета ко мне обратились 34 гражданина, 29 из которых предлагали снести деревья. И только один из них удалось отстоять: 3 тополя, которые стояли на муниципальной земле. Все остальные – дело в том, что теперь собственники жилья имеют право собраться и решить – строить там парковку, делать ли там ещё что-то и сносить зеленые насаждения. К сожалению, в большинстве случаем зелёные насаждения становятся жертвами благоустройства со стороны собственников жилья. Поэтому давайте подумаем, можем ли мы здесь каким-либо образом оказывать влияние на жителей,  на общественность.

 

Бобович А.Р.  Конечно, жители, особенно если дерево под окнами, конечно бывают недовольны. Но здесь мне кажется все достаточно просто: снёс дерево - посади пять. В тех же дворах – у нас есть хитрая цифра «компенсационная стоимость сносимых зеленых насаждений». Она достаточно высокая. Эти деньги куда-то уходят, в бюджет, но расходуются они не для компенсации, а просто как средства поступившие в бюджет. Либо создать фонд компенсационный, тогда вот эти платежи чтобы формировались в фонде, и за счет его можно было бы высаживать вблизи зеленые насаждения, либо просто – снёс-посади.

 

Александр Александрович. Объясните мне, пожалуйста, почему в лесопарковую зону территорий с зелёными насаждениями не входят дачные участки. Вокруг Ярославля много дачных кооперативов, товариществ – а в количество они не входят.

 

Бобович А.Р.: Нет, всё правильно. Дачные участки – это рекреационная деятельность. А когда была понятие «пригородная зона», до того, как оно исчезло, там прямо были написаны цели использования пригородной зоны, в том числе для размещения огородных садовых и дачных товариществ.

Александр Александрович. Почему же сегодня не входит?

Бобович А.Р.: А я не знаю.

Байкова Л.И.: Входит-входит.  Вот формулировка «зелёные пояса» вокруг городов и «ТЕКСОП»

Бобович А.Р.: В 88 году институт градостроительства разработал для города Ярославля так называемую Территориальную комплексную схему охраны природы города Ярославля. В СССР это была вторая схема, первая была сделана для Новосибирска. На её основе был разработан генплан 2006 года, и в принципе это очень важный документ, где очень много исследований было проведено, в том числе подверженность детей в зависимости от места их проживания различным заболеваниями. И было четко определено, какие экологические мероприятия нужно проводить на территории города Ярославля. По-моему, сегодня об этом проекте просто забыли. А вообще это очень ценный важный проект.

Байкова Л.И.: Дак может быть вытащить из архива? Для рабочей группы?

Бобович А.Р.:  Конечно надо, я думаю, городу Ярославлю это очень необходимо.

Жаров О.А.: Третий вопрос, связанный с экологическим туризмом – это одна из форм экологического образования, просвещения. 

Данилов Андрей Юрьевич : Я впервые участвую в заседании Экологического Совета, спасибо за предоставленную возможность. И выступаю здесь от департамента туризма. Я являюсь председателем общественного совета при департаменте туризма, а также от Ярославского Государственного университета и консалтинговой группы Локус Консалтинг групп, которая объединяет многие хозяйствующие субъекты в сфере туризма и предлагает интегральные модели для решения этих вопросов.

Во-первых, мы здесь говорим вроде бы об экологическом туризме (ЭТ). На самом деле понятие Экологического туризма в законодательстве РФ не существует. Можно посмотреть ФЗ об основах туристической деятельности в РФ, где перечислены разные виды туризма. Экологического туризма как такового нет.

Вместе с тем это понятие было введено в научный оборот ещё в 1983 г мексиканским учёным экологом. И сейчас принято как международным обществом туризма, так и многими организациями. Как научный термин используется и у нас. Существует около 30 терминов-понятий, но всё сводится к тому, что ЭТ – это форма устойчивого туризма, предполагающего путешествия к относительно неискаженным нетронутым природным объектам. И главные свойства признаки ЭТ - это познание природы, сохранение природы, уважение к местным традициям и природе. Турист изучает окружающую природу. Природа является главной ценностью его путешествия. Доходы от экологического туризма направляются на финансовую поддержку защиты окружающей среды, и экотруисты лично участвуют в действиях по сохранения или восстановлению природы. У меня такой вопрос к себе и к вам. Правильно ли мы понимаем наши задачи, уместно ли использовать  в данном случае такую терминологию, как ЭТ. Дело в том, что приведу пример. Сейчас, несмотря на то, что в законодательстве понятие ЭТ нет, но как модное словосочетание оно активно используется в рекламных целях. Вот вчера зашел на сайт одного из средств размещения Ярославской области. Это база отдыха Рыбинка, это Некоузский район, на берегу Рыбинского водохранилища. Там написано, послушайте какой абсурд: для экотуристов специальная опция, раздел «катание на моторных лодках по акватории Рыбинского водохранилища с осмотром мест гнездовий серых цапель». Вы представляете – вот такое понимание ЭТ. Одно из моих предложений: необходимо Экологическому совету инициировать внесение в Федеральный закон понятия экологического туризма и разграничение понятий экотуризм и природный туризм как более широкое понятие. Можно ли любой туризм на природные объекты считать экологическим? Я думаю, что это миф, но ЭТ это все-таки такое элитарное явление, но не с т.з. количества денег в кармане, а с точки зрения сознания человека, уровня его образования. А вот элементы экологические усилить в природоориентированном туризме – да, и это наша задача. Что можно сделать?

Удивительно, ЯО – сложившаяся дистинация туризма, но воспринимается она прежде всего как территория, где предоставляются услуги городского культурно-познавательного туризма. Крайне редко у нас туризм выходит за пределы городов и природные ресурсы у нас практически не включаются в туристские продукты как туроператорами, так и на этапе продвижения их на уровне области. На туристском портале в разделе природные ресурсы представлены два объекты всего лишь. Это далеко не все объекты, которые можно использовать в туристских целях. Развиваются разные виды туризма. И гастрономический, и событийный, и развлекательный, и промышленный, но о природоориентированном туризме на территории ЯО практически никто не говорит. 

Современный турист категорически не любит однообразия. Сколько раз мы говорили о том, что Переславль, Ростов, на Ярославле турист уже ломается от обилия церквей, от названий храмов, монастырей, музеев, и как результат все у него смешивается в кучу – вместо удовольствия он получает перегрузку мышления и всё. Туристу необходима контрастность: город, сельская природная среда, историко-культурный памятник – природный объект, разные виды транспорта.

Все это, к сожалению, у нас не до конца представлено в нашем комплексном туристском продукте. И моё убеждение, что дополнением к основному для нас городскому культурно-познавательному туризму должен стать природный потенциал Ярославской области.

На территории ЯО есть природные объекты, которые имеют брендовый характер. То есть их наличие уже является формирующим интерес к посещению Ярославской области. Конечно, это Волга. Можно сказать, что Волга много где есть. У нас самое северное течение Волги, это уже интересно, у нас самые древние волжские города. Исследования историков показывают, что наши предки впервые увидели Волгу здесь, впервые переняли название Волга у предыдущего населения меря. Можно сказать, что русской рекой Волга стала становится именно на территории ЯО. Рыбинское водохранилище – да, это самый крупный искусственный водоём на территории Европы, с интереснейшей акваторией, с островами, полуостровами, с великолепной береговой линией. Все это необходимо использовать в туристских целях.

Озеро Неро, тинное море, как называли его наши предки, одно из крупнейших озёр Центральной России, к тому же уникальное сочетание природного ландшафта и историко-культурного ландшафта.

Плещеево озеро – какие красивые эпитеты – Байкал Нечерноземья, родина Российского флота, место где обитает сакральная рыба Средневековья, бывшая обязательной на столе у русских царей, Ряпушка.

Но, конечно, Глебовское геологическое обнажение – здесь гигантские аммониты, здесь открыты 17 неизвестных ранее видом ископаемых животных.

Самое ближнее к Москве начало таёжных лесов, самая северная Российская дубрава (на территории национального парка Плещеево озеро), реки, которые подходят для сплавов, леса для прогулок.

Теперь я бы хотел остановиться на проблемах. У нас странная ситуация, у нас либо объекты, в том числе ООПТ недоступны (Дарвинский заповедник не может для нас являться туристским объектом в силу того, что до него не добраться, или Заказник Ярославский не подготовлен для посещения туристов), либо происходит несанкционированная, стихийная, массовая, дикая, можно говорить так, рекреация. Это порождает деградацию природных ландшафтов, загрязнение, вытаптывание природных зон, имеющих высокие рекреационные свойства. Это порождает невозможность посчитать количество рекреантов. Неподготовленная территория, нет возможности ведения статучета. Это порождает невозможность получить некий экономический эффект от использования этих территорий. А я хочу заметить, что в экологическом туризме этот момент тоже присутствует. Экологический сбор, который используется для наведения порядка, дальнейших мероприятий по поддержанию территории. Существуют и другие проблемы, например, юридического характера. Я не знаю, кто-то сталкивался с этим из присутствующих? Мне предприниматели неоднократно жаловались на это. Имеется рядом особо охраняемый природный объект.  Есть желание как-то привести его в порядок, использовать его в туристских целях. Появляется огромное количество документов, согласований и даже экологических экспертиз, которые необходимо сделать за счет этого предпринимателя. Предпринимательская инициатива гаснет на корню. И объект так и остается не приведенным в порядок, деградирующим. В общем, все остаются при своем. Я хочу обратить внимание еще на следующий момент, и можно следующий слайд, что на территории Ярославской области, к сожалению, фактически нет ни одной экологической тропы, которая может использоваться для массового туризма. Да, безусловно, представители национального парка будут говорить, что у них есть экологические тропы. Но, кроме Дарвинского заповедника ни одна из существующих экологических троп (одни созданы школьниками, другие, действительно, созданы национальным парком) невозможно использовать в туристских целях. У меня иногда создается впечатление, что они создаются на бумаге. Далее появляется вторая составляющая. Первая составляющая - объект недоступен, а вторая составляющая - он доступен и о нем знают, например, Глебовское геологическое обнажение. Начинается массовое посещение этого объекта туристами и расхищение окаменелостей. Каждый желает в качестве сувенира увезти его себе. А как по-другому? Во-первых, экологический нигилизм – это одна из имманентных черт нашего российского общества, наряду с правовым нигилизмом. Одно с другим сочетается. Далее, нет никаких предупреждающих знаков о том, что этого делать нельзя, и полагается штраф. Второе, нет альтернативы - сувенирной продукции, имитирующей эти окаменелости, поэтому люди, как в первобытное время, что под ногами лежит, то с собой взял, утащил и потом показал коллегам. В национальном парке «Плещеево озеро», может сотрудники национального парка меня поправят, бывали случаи, когда одновременно на береговой линии отдыхало до 150 тысяч человек. Это данные туристского информационного центра города Переславля-Залесского. А хочу заметить, что в федеральном законе об основах туристской деятельности говорится об организованной, регулируемой рекреации как одной из основных функций ООПТ. И вот следующий слайд. Я уже хочу к предложениям перейти. Здесь можно о большом количестве проблем говорить.

 - Необходимо разработать некую программу или дорожную карту включения и использования природных ресурсов Ярославской области в туристскую сферу. Возможно, путем создания рабочей группы из Департамента окружающей среды и Департамента туризма, а также экологов и специалистов в сфере туризма и, надеюсь, исторический и экологический факультеты поучаствуют в воздании этой программы.

- Необходимо выявить наиболее привлекательные в туристско-рекреационном плане природные объекты и территории Ярославской области, провести и их комплексный анализ, туристско-рекреационную оценку, ввести в оборот как туристские ресурсы. Дело в том, что весь учет природы, именно как туристских ресурсов, сводится к тому, что публикуется список ООПТ. Но не всегда ООПТ интересны для туристов и могут использоваться в качестве турпродукта.

- Установить форму, специфику использования природных объектов и подготовить документацию для возможности использования их, в том числе, и частным бизнесом. Да, правильная была сегодня реплика о том, что статус ООПТ не подразумевает только жесткую охрану и больше ничего. Хозяйственная деятельность допустима в определенных нормах, с определенными жесткими обременениями и без ущерба для самих природных объектов.

- Разработать программу продвижения природных ресурсов Ярославской области как объектов туристского интереса. О них за пределами Ярославской области почти не знают. Мы уже три года с Департаментов туризма, вузами других регионов и Ярославским государственным университетом проводили молодежный туристский форум "Перезагрузка". Этот год - год экологии, поэтому я выступаю с предложением провести в этом году форум "Перезагрузка ООПТ и других природных ресурсов Ярославской области" на нашей площадке с привлечением молодых, светлых, незамутненных студентов нашего и других вузов страны. Они приезжают сюда и на протяжении пяти дней занимаются проектной деятельностью при помощи консультантов, в данном случае, это будут экологи. Завершаю, можно следующий слайд. Завершая свое выступление, хочу сказать о том, что в Ярославской области ожидается рост туристского потока в 2,5 раза. Объявлено о том, что в ближайшие годы турпоток достигнет 8 млн. человек. Это в шесть раз больше, чем население всей Ярославской области. Ожидается и прогнозируется рост антропогенной нагрузки на природные объекты. В случае сохранения текущей ситуации, с таким стихийным использованием природных объектов и сосредоточением турпотока только в городах, возможно усиление негативных тенденций, о которых я говорил в докладе. Очень бы хотелось, чтобы этого не произошло, и наша прекрасная ярославская природа и сохранялась, и выполняла просветительские, рекреационные функции и для нашей наших жителей, и для гостей Ярославской области. Спасибо!

Жаров О.А.: У нас есть содокладчик. Ольга Николаевна, я прошу 5 минут, если это возможно.

Фирсов В.Ю.: Пока докладчик идет, хочу сказать, что слово "перезагрузка" мы используем для всего Правительства Ярославской области, в том числе, и для нашего департамента. Задача по разумному подходу к вопросам ООПТ уже стоит перед Департаментом окружающей среды и природопользования. С одной стороны, раскачать туристическую составляющую, чтобы наши ООПТ не были резервациями, заброшенными, забытыми, ненужными. С другой стороны, чтобы ни в коем случае не нарушить их природный баланс. Вы говорили про серых цапель. Я прошу обратить внимание инспекторский состав нашего Департамента, серые цапли у нас в красную книгу внесены? Не внесены? В плане того, что кто-то куда-то ездит и смотрит, если это, не дай Бог, краснокнижные, чтобы нарушений в этом плане не было. Есть у нас такое, что парк ООПТ запустевает, к нему подступиться нельзя. Здесь нужен баланс. Коллеги говорят, не трогайте парк, не хватайте его, мы его зарезервировали, забаррикадировали. Должны быть какие-то разумные подходы: шлюз открыть, реконструировать его, шлюз закрыть. Подумать над этим мы обязаны. Мы знаем эту проблему и берем на себя проработку вопроса.

Куликова О.Н.: Здравствуйте, дорогие коллеги, попробую быстро, но презентация большая. Буду листать достаточно оперативно, чтобы показать наш практический опыт реализации проектов.

Колесов Р.А.: Мы ваш парк знаем, изучили. Хотелось бы понять в вашем докладе, какие подходы вы используете в рекреации. Мы знаем, что у вас жесткая охранная политика, ООПТ федерального значения. Мы сейчас прорабатываем вопросы согласования этих или иных объектов. Нам интересно, как вы работаете внутри жестких ограничений по туризму. Спасибо!

Куликова О.Н.: Как мы все прекрасно знаем, национальный парк "Плещеево озеро" расположен на юге Ярославской области. Буду излагать кратко, потому что практически все знакомы с нашим национальным парком. Национальный парк обладает огромным потенциалом для развития экологического туризма или познавательного, потому что в процессе идет разработка стратегии развития познавательного туризма  с очень насыщенными объектами, но сейчас мы больше говорим о природных объектах. Самая главная привлекательность - это Плещеево озеро. Также наши экосистемы: луговые сообщества, болотные системы, лесные экосистемы. Богата и разнообразна фауна национального парка "Плещеево озеро". Что еще полезно и очень важно, это большое количество редких видов растений, редких видов животных, большое историко-культурное наследие, т.е. это памятники природы, памятники архитектуры, археологии. В структуру парка входит дендрологический отдел Сергея Федоровича Харитонова. Это рукотворный объект. В этом году исполняется 55 лет саду и 125 лет со дня рождения Сергея Федоровича Харитонова. Сергей Федорович - заслуженный лесовод РСФСР и первый почетный гражданин города Переславля-Залесского. Территория дендрологического сада достаточно большая - 58 гектаров, более 600 наименований растений, большая коллекция хвойных растений. Именно поэтому эта территория с большой рекреационной нагрузкой. Она привлекает посетителей практически каждый сезон. Каждый месяц открывается новая картинка. Не удивительно, что каждый год край с изумительной природой, богатейшим историко-культурным наследием магнитом притягивает сотни туристов. Туристический поток растет на 5-7% ежегодно. В 2016 году он составил более 200 тыс. человек. Это фиксированная цифра, поток намного больше. Это только по документации национального парка 120 тыс., но если еще учесть информацию туристических центров (Ботик - 120 тыс. человек), поток будет зашкаливать. Сейчас основное развитие получил познавательный туризм или природный экологический туризм, как мы его называем. Экологический туризм является инструментом, в первую очередь, экологического просвещения и формирования общественной поддержки ООПТ как внутри страны, так и на международном уровне. И, конечно, необходим учет индивидуальных особенностей каждого ООПТ, это касается всей системы ООПТ, не только федерального значения, но и регионального. И конечно, хотелось бы отметить основные аксиомы, что каждое ООПТ уникально, задачи у всех одинаковые, мы действуем и руководствуемся одним законом ФЗ №33, цель которого одна для всех - стать гордостью нации, поднять престиж ООПТ внутри страны и престиж России в мире. Какие у нас есть способы этой цели добиться? Это, конечно, формировать общественное мнение. При этом регулярно проводить его изучение и привлекать, растить сторонников и последователей. Поэтому большой пласт работы национального парка - это проведение различных мероприятий, акций, конкурсов. Одна из основных ежегодный акций на протяжении уже 18 лет - экспедиция "Мы дети Волги". В прошлом году в ней приняло участие более 150 человек. "Марш парков", различные международные конкурсы и одно из движений - это волонтерское движение. Когда привлекаются волонтеры, изучается природа, что и как делается, как это трудно ее сохранять.

Сейчас хотелось бы приступить к практической части, что происходило за несколько лет, как развивается у нас туризм, наша  инфраструктура. В 2011 году национальный парк "Плещеево озеро" вошел в программу пилотных проектов по развитию познавательного туризма. Буквально за первые два года было подготовлено несколько значительных проектов, разработана сметная документация. С 2013 года началась реализация этих проектов. Была создана достаточно большая инфраструктура для развития экологического туризма. Первое место, которое попало в этот блок работ, это благоустройство территории местечка Кухмарь, потому что там проходят наши экологические лагеря. Также очень значительная часть - это обновление экспозиции визит-центра, потому что турист сначала идет в визит-центр, узнает информацию про природные территории и только потом идет дальше. Здесь на слайде показан пример обновленной экспозиции в офисном здании дендрологического сада.

А сейчас хотелось бы показать примеры обустройства экологических троп. Первые экологически тропы стали кардинально обустраиваться в 2015 году. Первая экологическая тропа  -  "Медвежий гол", которая имеет форму подковы, на ней 32 остановки. Все они оформлены малыми формами, информационными аншлагами. На этих слайдах мы видим самое первое обустройство. Но мы постоянно учимся, и сейчас входная группа была заменена. Это надо видеть. Также на территории дендрологического сада есть четыре экологических тропы. Здесь показан пример одной из них, это «Тропа сказок». Она оформлена деревянными скульптурами, этикетажем. Преподносится информация о природе нашего Переславского края и национального парка. Сейчас очень быстро пролистаю примеры новой экологической тропы. Она начала обустраиваться в 2015 году, в прошлом году закончилось. И именно на ней хотела бы показать, как обустройство экологической тропы влияет на туристический поток.

Это тропа на территории дендрологического сада С.Ф. Харитонова. Протяженность ее всего 500 метров (она кольцевая), полностью оборудована настилами и состоит из 12 точек маршрута. Я сейчас пролистаю все остановки, и будет видно, как она сделана и насыщена информационными аншлагами. Первая остановка - "Путешествие в природу чувств", далее: «Природа лучший художник», «Птичий городок», «Отель для насекомых», «Ягоды пяти вкусов», «В мире вкуса и аромата», «Калейдоскоп цветов», «Прикосновение к природе», «Дорожка ощущения», «Звуки леса», «Мир заповедных животных». И после этого, пройдя всю экологическую тропу, посетитель останавливается в «Зеленом классе», где есть возможность для посетителей и туристических групп провести любое занятие, беседу, мастер-класс. Мы этот «Зеленый класс» активно используем в своих мероприятиях. Первый раз эта тропа была продемонстрирована участникам международной конференции "Ландшафтная архитектура ботанических садов и дендропарков, которая проходила на территории дендрологического сада нашего  национального парка. Территория уже активно используется.

А сейчас посмотрите, пожалуйста, динамику развития, которое произошло на примере только дендрологического сада. Посещение территории дендрологического сада до 2008-2009 гг. было в районе 7 тыс. человек. После того, как появилось финансирование, началось развитие. К 2016 году мы пришли с количеством посетителей - 29 346 человек, т.е. нагрузка увеличилась в несколько раз. Но хочу сразу сказать,  что экологический туризм должен быть ответственным. Все оборудование приведено в соответствие, чтобы не погибло ни одно дерево. Оборудование специально сделано по экологическим нормам. Если мы пускаем на территорию, то здесь у нас имеются деревянные настилы, чтобы уменьшить нагрузку. И в то же время территория оснащена информационными аншлагами, чтобы человек прошел не только с группой, но и индивидуально. Также скажем, что это направление еще и социально ориентировано, потому что из 29 тыс. человек практически около 9 тыс. это льготная категория, т.е. 30% всего потока прошли бесплатно. Это различные льготники (ветераны, школьники до 7 лет, социально незащищенная группа).

Еще одна экологическая тропа, которая в этом году практически будет обустроена, это тропа, находящаяся ближе к местечку Кухмарь у берега Узля. Она в большей степени является орнитологическим маршрутом. Здесь имеется специальная вышка для наблюдения, можно подняться и наблюдать птиц. Эту тропу планируется открыть в этом году.

А сейчас хотелось бы сделать выводы о том, что очень важно при планировании и реализации всех проектов. Инфраструктура экологического туризма должна обеспечивать минимизацию антропогенного воздействия на природные комплексы и объекты ООПТ. Общая цель для всех ООПТ - это повышение имиджа системы ООПТ. При развитии экологического туризма и планировании инфраструктуры необходимо использовать потенциал научных отделов и научного сообщества. Важно проводить маркетинговые исследования качества оказываемых услуг. Также необходимо менеджмент-планирование при организации туристической деятельности и системного обучения специалистов. Это обязательно. Наши специалисты практически ежегодно выезжают на стажировки по России и за границу. Сама имела опыт знакомства с туристической инфраструктурой европейских национальных парков, а также России. Если мы не будем учиться и обмениваться опытом, результата не будет. Как говорится, лучше учиться на чужих ошибках, чем исправлять потом свои. Необходимо развитие партнерства в области ООПТ, а именно: ООПТ, власть, бизнес, общественность. Я считаю, это четыре кита, на которых все стоит. Обязательна популяризация объектов живой природы через визит-центры, интернет-ресурсы, выставки, экскурсии, как пример, он-лайн трансляции веб-камер, ролики, материалы фото-ловушек, демонстрации зеленых технологий. Необходим мониторинг допустимых нагрузок на ООПТ и разработка возможностей их сокращения, т.е. обязательно вносить корректировки, если есть превышения. Организация специальных возможностей для социально незащищенных групп граждан, льготы, скидки. Вовлечение местного сообщества в развитие экологического туризма, а также, что очень важно, необходимо комплексно подходить к формированию туристического продукта ООПТ. Конкретно разработать турпродукт для ООПТ. И что еще одну вещь хотела бы сказать в конце. Можно получить финансирование, можно реализовать определенный проект, но мы все должны понимать, что трудности ждут еще впереди. Когда мы реализовали проект, начинается вопрос его дальнейшего обслуживания. У нас должны быть людские ресурсы и финансовые возможности, чтобы этот проект обслуживать. Если мы не будем их использовать, результата не будет, и все придет в упадок. Спасибо за внимание!

О портале

Данный сайт объединяет под эгидой Экологического Совета при Губернаторе Ярославской области все экоинициативы, экосообщества, эконовости и экособытия Ярославской области. Охрана окружающей среды - дело, важное для каждого человека. Присоединяйтесь к работе. 

Контакты администратора портала

 
Back to top