Расшифровка заседания 15.11.2017

Колесов Р.А.: Здравствуйте, уважаемые коллеги. Это у нас 4-ое заседание в этом году, и мы будем их активно проводить. По всем направлениям нашей экологической жизни региона, у нас нет каких-то тайн или секретов от общественности. Мы готовы обсуждать, делиться всей информацией, вырабатывая совместную повестку и совместное решение тех или иных проблем.

Сегодня у нас два вопроса: соблюдение бассейнового принципа использования водных ресурсов Верхней Волги и их охрана. Это крайне важное направление. В том году мы и Чистую Волгу инициировали на федеральном уровне. Надеемся, что в 18 году мы конкретные мероприятия сформируем и в 19 году начнем реализовывать.

И второй вопрос: состояние ливневой канализации Ярославля и очистка ливневых стоков. Ливневая канализация - это один из основных источников загрязнения водных объектов реки Волги наряду с промышленными стоками, стоками от бытовой канализации. Поэтому в этом направлении было бы интересно послушать коллег из мэрии, мнение уважаемых членов общественного совета. Приступим.

 

Мелентьева Варвара Сергеевна, руководитель территориального отдела Верхневолжского ВБУ по Ярославской области:

Добрый день, уважаемые коллеги. Бассейновые округа являются основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов. Водным кодексом закреплено 21 бассейновый округ на территории РФ. На территории Верхневолжского бассейного округа полномочия Росводресурсов реализуются через Верхневолжское бассейновое водное управление. В Положении о нём обозначено, что он является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющем свою функцию по оказанию гос.услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенных на Федеральное агентство водных ресурсов на территории РФ в границах бассейна реки Волги до границ с республикой Татарстан: Угличского, Рыбинского, Горьковского, Чебоксарского, Куйбышевского водохранилищ, на территории Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской, Пензенской, Нижегородской области, Чувашской республики, респ. Мариэл и респ. Мордовия.

В бассейн реки Волги так же частично входят Вологодская и Тверская области. При осуществлении своей деятельности Верхневолжское ВБУ взаимодействует в пределах своей компетенции с полномочными представителями президента РФ, в федеральных округах - с территориальными управлениями федеральных органов исполнительной власти, органами гос. субъектов РФ, федеральными гос. учреждениями, федеральными гос.унитарными предприятиями, находящимися в ведении федерального агентства водных ресурсов. А также с общественными объединениями и другими организациями. Часть полномочий управления водными ресурсами согласно действующему водному кодексу переданы в субъекты РФ. Это, если по-русски говорить, все водные объекты на территории субъекта за исключением крупных водохранилищ Волжско-Камского каскада. Отдельно хочется остановиться на водопользовании Ярославской области.

ЯО сложна и уникальна с точки зрения водных ресурсов. Область самая богатая водными ресурсами, в ней расположено 3 водохранилища и 3 крупных озера. Имеется крупная антропогенная нагрузка. На территории области действует обособленное структурное подразделение Верхневолжского бассейнового управления, а также действует три подведомственные организации, координацию и контроль за деятельностью которых мы осуществляем. Это ФГУ "Управление и эксплуатация Рыбинского и Шекснинского водохранилища", ФГУ "Управление и эксплуатация Угличского водохранилища", ФГУ "Управление и эксплуатация Горьковского водохранилища". Они ведут мониторинг за состоянием водохранилищ, в части состояния дна и берегов водных объектов, также за состоянием водохранилищ по химическому составу работу ведёт ФГУ "Верхневолжскводхоз", они находятся в Иваново. Информация, поступающая от ФГУ, нами используется для выработки управленческих решений, в случае выявления нарушений водного законодательства нами формируются акты, и информация о выявленных нарушениях отправляется в контрольные надзорные органы. Мы в этой части взаимодействуем с Росприроднадзором и Ярославской природоохранной прокуратурой. Здесь у нас налажено очень четкое взаимодействие.

Кроме этого на основании полученной от ФГУ информации принимаются решения о выделении денежных средств из федерального бюджета на проведение водоохранных и водохозяйственных мероприятий. Чтобы было понятно - имеется в виду берегоукрепление и расчистка. Основные нарушения, которые мы с ФГУ выявляем это:

- нелегитимное водопользование,

- нарушение режима использования водоохранных зон.

В 2013 году нами была проделана большая работа, определены водоохранные зоны водохранилищ, поставлены на учет в кадастровую палату и закреплены на местности информационными знаками.

В настоящее время на учете у нас состоит 303 водопользователя, из них осуществляющих водозабор - 29 единиц, осуществляют сбросы сточных вод - 74, это без ливневых выпусков. Используют акваторию 99 водопользователей. Это основные водопользователи – физические лица, имеющие дачи на берегу водохранилищ. И использование для выработки электроэнергии - 1 единица.

В связи с последними изменениями Водного кодекса и слияниями водоканалов в два крупных эта цифра будет уменьшена. Степень охвата водопользователями разрешительными документами составляет 94%. Использование водных ресурсов на территории области рассредоточено и распределено неравномерно и зависит от производства, сконцентрированного в основном в крупных городах.

Не секрет, что экологические проблемы водоёмов Ярославской области связаны в основном с антропогенным воздействием. На слайде - наиболее крупные предприятия, служащие источником загрязнения поверхностных водных объектов по данным «2-ТП водхоз», поэтому некоторые названия возможно на данный момент уже устарели.

Доля основных предприятий загрязнителей в общем объеме сбрасываемых стоков составляет 94%, и ведущая роль в загрязнении воды реки Волги принадлежит предприятиям ЖКХ. Они не являются сами источником загрязнения, они являются транзитёрами тех сточных вод, которые поступают от предприятий и населения. И тут самая главная проблема - это устаревшие очистные сооружения.

По итогам «2-ТПводхоз» за 2016 год забрано воды 217 млн.кубов, и сброшено 179 млн.кубов, в том числе без очистки 4,2 млн. кубов. Анализируя статистику из года в год отмечаем, что у нас есть некоторая тенденция: динамика снижения водопотребления и водоотведения, динамика к снижению потерь водных ресурсов при транспортировке и самая радостная - снижение объема сточных вод, сбрасываемых в водоёмы без очистки.

Если в 2012 году у нас сбрасывалось около 8 млн.кубов без очистки, то по данным 2016 года - это около 4.2 млн.кубов. По данным Верхневолжскотхоз в среднем показатель качества воды в водохранилищах относится к «3-му А классу» качества как загрязненная - здесь мы стабильны. Действующее водное законодательство направлено на регулирование водных отношений в целях обеспечения прав граждан на чистую воду, благоприятную водную среду, для обеспечения оптимальный условий водопользования, поддержания качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарно экологическим требованиям, защиту водных объектов от засорения, истощения, загрязнения, предотвращение и ликвидация вредного воздействия вод, а также сохранение биологического разнообразия водных экосистем.

Одним из важнейших механизмов достижения этих целей является предоставление права пользования водными объектами и понуждение к выполнению условий разрешительного документа. При предоставлении права пользования мы по согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти устанавливаем условия, выполнение которых позволяет регулировать и в некоторых случаях снизить антропогенную нагрузку и улучшить экологическое состояние водных ресурсов.

К таким условиям мы относим выполнение водоохранных и водохозяйственных мероприятий, платность водопользования, стимулирующее рациональное использование водных ресурсов, ведение мониторинга поверхностных водных объектов в месте водопользования, лимит на водозабор и сброс сточных вод. Нами мониторится выполнение условий и в случаях невыполнения мы принимаем следующие меры:

- ежеквартально направляются списки нарушений в контрольно-надзорные органы;

- мы сами выходим с исками о взыскании задолженности и ануллированию разрешительных документов.

Система взаимодействия с контрольно-надзорными органами у нас также отлажена, но так как Верхневолжское ВБУ не располагает контрольно надзорными полномочиями, здесь нами ведётся предупредительная работа.

Хочу отметить, что при Центральном аппарате Верхневолжского бассейнового водного управления создан и функционирует Верхневолжский бассейновый Совет, который осуществляет разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов. В состав Совета входят представители федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также представители водопользователей и общественных объединений.

Бассейновый совет является органом коллегиального принятия решений в области использования водных ресурсов, собирается он дважды в год в разных регионах Верхней Волги, на нём обсуждаются и выносятся решения по важнейшим проблемам водопользования, обсуждаются первоочередные природоохранные мероприятия, формируемые на основании выявленных природоохранных проблем, требующих принятия оперативного межведомственного решения.

В целом я рассказала о полномочиях Верхневолжского ВБУ, на вопросы готова ответить.

 

Вопрос: Что на ваш взгляд сейчас самая большая проблема?

 

Мелентьева В.С.: Устаревшие очистные сооружения и ливневые коллектора бесхозные.

 

Колесов Р.А.: На наш взгляд достичь какой-то внятной стабильной динамики по улучшению экологической ситуации по улучшению качества водных объектов в рамках определенных действий того или иного конкретно взятого органа невозможно. Можно гоняться за штрафами, накладывать на эту полуживую организацию, которая в минусы будет уходить. Поэтому, что мы сделали - мы, правительство ЯО, приняли беспрецедентное решение и забрали полномочия по водоотведению и водоснабжению с муниципальных образований на уровень субъекта РФ. То есть с 1 января 2018 года субъект РФ ЯО будет отвечать за водоотведение, водопотребление в регионе.

Муниципальное образование со своим маленьких бюджетом будет содержать свой водоканал, который устареет, и у нас в настоящее время порядка 70% коммунальных систем изношено и не соответствует нормативам. Регион со своим бюджетом будет более способствовать модернизации этих водоканалов. Мы два водоканала основных, Ярославский и Рыбинский, забрали в собственность ЯО, и разработали определенную стратегию их модернизации в плане усовершенствования очистной системы и всего жилищного коммунального хозяйства. Кроме того, эти два водоканала образуют у нас так называемый северный и южный куст, в которые будут входить мелкие водоканалы иных муниципальных образований. Условно говоря, в Рыбинский войдёт Пошехонский, Брейтовский, Некоузский, которые ещё более нищие, чтобы самим себя модернизировать. Поэтому за счет договора с Рыбинским водоканалом мы будем поддерживать эти более мелкие водоканалы и очистные сооружения. Это вот первое направление глобальное, которое поможет с мёртвой точки сдвинуть эту ситуацию. Ну и второе направление, которое вы все знаете - это проект Чистая Волга, который мы инициировали, а Правительство РФ утвердило. Необходимость и утвержденный паспорт этого проекта находится в стадии разработки нашей региональной программы. Недавно мы её в Минприроды отправили и, будем надеяться, что в 19 году после отработки Минприроды конкретных мероприятий, которые будут реализовываться в рамках этого проекта, мы уже получим финансирование федеральное, которое позволит нам очистные сооружения быстрее и качественнее модернизировать. Вот такой подход сдвинет ситуацию с мёртвой точки и существенно позволит исправить ситуацию в наших водных объектах.

Сама программа рассчитана до 25 года. В неё входит целый спектр мероприятий, начиная с поднятия затонувших судов и берегоукрепления, заканчивая модернизацией очистных сооружений, ливневой канализации.

 

Вопрос: Как обстоит дело с тарифами, с их повышением?

Мелентьева В.С.: Дело в том, что оппоненты недобросовестные есть у нас, к сожалению, которые сбрасывают в общий коллектор Водоканала, а Водоканал подвергается штрафным санкциям и так далее. Поэтому принято Постановление Правительства и уже третий месяц оно работает. Оно тоже определенный резонанс вызвало у бизнес-сообщества. Но, тем не менее, теперь за сбросы с превышением в общий коллектор Водоканала они платят платежи. Очень большие. Так вот потом эти платежи под контролем Правительства будут аккумулироваться тоже в природоохранные мероприятия, тем самым не давая поднимать вопрос повышения тарифов для населения.

 

Вопрос: Что ожидается по регулированию режимов в весенний период?

Мелентьева В.С.: Да, ещё рано. Регулирование режимов осуществляется на основании тех данных, которые дает Гидрометцентр. К сожалению, прогнозы, которые они могут давать - это на месяц вперед. Поэтому мы не знаем, что нас ждёт весной. Единственное, что могу сказать, центром регистра и кадастра сделана гидрологическая кривая по наблюдениям за весь период существования Верхневолжского каскада и на сегодняшний момент мы идем в маловодную фазу. Тот период прогнозный, который был, мы чётко попали в те пики низкой и высокой водности. Даже вот этот год, который был аномально водный, точно попал в эту гидрологическую кривую. Следующий год ожидается маловодный. Разумеется, мы будем к этому готовы. Будем регулировать режим работы ГЭС на накопление, и до каких-то критических отметок уровень не опустится.

 

Вопрос: Есть понимание, за счет чего сократилась доля неочищенных стоков?

Мелентьева В.С.: Есть предприятия, которые построили очистные сооружения в разные годы, есть предприятия, которые в принципе ликвидировались. Это две составляющие.

Колесов Р.А.: Я в рамках ответа хочу сказать, что правильно - предприятия ЖКХ, ливневая канализация - это основной загрязнитель, но с другой стороны надо отметить позитивную динамику, которая идёт на промышленных предприятиях, особенно на предприятиях, которые являются бюджетообразующими. Я хорошо помню времена десять лет назад когда на этих предприятия работа с очистными сооружениями являлась не профильным активом, шла по остаточному принципу, то на сегодняшний день стали модными современные очистные сооружения - это предмет гордости. Это важный психологический фактор, который меняет ситуацию. Конечно, если мы поменяем ситуацию на предприятиях ЖКХ, а все основания для этого есть, то общий уровень воды в реке будет у нас значительно лучше. Мне было бы интересно послушать мнение прокурора.

 

Вопрос: А Вы с Институтом вод как взаимодействуете?

Мелентьева В.С.: Я взаимодействую, но взаимодействие идёт не напрямую, а через ФГУ. Т.е. ФГУ проводит научные исследования вместе с учеными данного института, пишутся монограммы, которые мы также используем для принятия решений.

О.А.Жаров: Был вопрос к природоохранной прокуратуре, слушаем представителя природоохранной прокуратуры.

 

- Варвара Сергеевна озвучила перечень предприятий, крупнейших загрязнителей, объем сбросов которых представляется наибольшим. По всем этим предприятиям приняты меры прокурорского реагирования, в том числе решениями судов по иску прокуратуры предприятия обязаны обеспечить нормативную очистку сточных вод. В рамках этих решений судов проводятся различные природоохранные мероприятия, которые поставлены прокуратурой на контроль. В частности, как уже было озвучено, предприятия ликвидируют выпуски неочищенных сточных вод, вводят в эксплуатацию новые очистные сооружения. Т.е. предприятия, которые осуществляют сброс недостаточно очищенных вод, проводят реконструкцию очистных сооружений. Поэтому в данном вопросе прокуратура тоже принимает все возможные меры.

 

Вопрос: Створы в нашем регионе они показывают такой класс качества «три А». По сравнению с верхней Волгой, с нижней Волгой, мы в середине, мы в начале, мы в конце – как выглядим?

Мелентьева В.С.: Я в данный момент цифрами не располагаю, есть такой доклад, потому что Верхневолжотход делает доклад не только по Ярославской области, а в целом по бассейну. Туда входит и Чувашия, и Кострома, и Нижний Новгород. Мы не в конце однозначно, такой класс качества «три А» идёт по всей Верхней Волге. Единственное, что Кострома, Иваново - там ситуация чуть полегче, т.к. там ниже антропогенное воздействие.

 

Вопрос: А вот эти створы, которые улавливают качество, они где у нас расположены?

Мелентьева В.С.: Они расположены выше-ниже крупных городов: Рыбинск, Ярославль, Мышкин, и трансграничные створы на границе с соседними областями.

 

Вопрос: А где чище, где Углич-Мышкин?

Мелентьева В.С.: Опять же, если мы берём ту область, что выше от нас по течению, Вологодскую область, там есть такой серьезный загрязнитель как Череповецкий металлургический комбинат, к нам вряд ли придёт оттуда чистая вода, если мы говорим о створе, который в Угличе, он тоже идет от Тверской области, там тоже высокая антропогенная нагрузка. На самом деле водохранилище Рыбинское оно за счет своего объема обладает высокой степенью самоочистки, самые лучшие показатели у Рыбинского водохранилища.

 

Вопрос: - Вы сказали, что самая грязная вода ниже Ярославля? Это связано с работой наших очистных сооружений ?

Мелентьева В.С.: Да, самый главный промышленный потенциал у нас в Ярославле расположен.

 

Вопрос: - Все равно это ниже городских очистных сооружений?

Мелентьева В.С.: Да, да, это 500 метров ниже Ярославля.

 

Вопрос: - Т.е. технологии городских очистных сооружений не обеспечивают необходимой очистки?

Мелентьева В.С.: Опять же, мы берём не выше-ниже очистных сооружений Водоканала, а выше-ниже города. И качество воды, которое получаем на выходе из Ярославля - это совокупность сбросов не только Водоканала города Ярославля, но и других предприятий: и ТГК, и Ярославская экологическая компания, крупные загрязнители - это совокупность. Абсолютно всё валить на ЖКХ - это тоже неправильно.

 

Рожков С.И.: Подскажите, у Вашего управления есть выход на СМИ для проведения пропаганды правильного водопользования среди населения?

Мелентьева В.С.: Не совсем поняла ваш вопрос. Мы открыты для взаимодействия со СМИ, готовы осветить работу, в каких-то образовательных мероприятиях мы участвуем. Но сами мероприятия мы в настоящий момент не организуем. Также через ФГУ, которые участвуют в конкурсах детских рисунков, проводят экологические субботники «Чистые берега», акцию «Оберегай», которая проводится совместно с Росгидро.

 

Рожков С.И.: Может подумать о социальных роликах?

Мелентьева В.С.: Надо понимать, что мы федеральная организация, которая предполагает выделение федеральных денежных средств, и в нашем бюджете данная статья расходов не предусмотрена. Если это будет сделано совместно с общественной организацией, или на спонсорские деньги - мы готовы.

 

Колесов Р.А.: Здесь тоже прокомментирую, понимаю, о чём коллега говорит. Если не долбить постоянно, то очень быстро это забывается. Поэтому в департамент эту задачу ставлю - постоянно рассказывать о тех или иных направлениях в нашей деятельности, о рациональном природопользовании, и вот на встречах с тем же бизнес сообществом мы стараемся доносить эти правила и направления, активно используя СМИ. Мы понимаем, что без СМИ, без пропаганды - наше дело - оно гиблое. Мы понимаем.

 

Жаров О.А.: Наши вопросы перетекли в обсуждение. Сейчас упоминалось о таком главном загрязнителе, который оказывает влияние на Ярославский регион, как Череповецкий металлургический комбинат (один из основных). И я знаю, что здесь присутствует представитель Вологодского РО ООО «Общественный экологический контроль России». Уже несколько лет как общественность Ярославля будоражит информация, что в Вологодской области планируется строительство ЦБК. И вот у нас есть представитель, может какие-то секреты откроет?

 

Кощеев А.В.: Значит да, мы занимаемся этим вопросом с 2014 года. Практически с начала процесса реализации этого проекта. Но однажды, обратившись к губернатору Ярославской области, мы узнали к удивлению нашему и к радости, что ещё в декабре 2014 года при согласовании схемы территориального планирования Вологодской области была конфликтная ситуация, которая была связана с проектом ЦБК. Была создана согласительная комиссия, на которой было принято решение и подписались, в том числе и со стороны Вологодской области власти, что схема была согласована при одном условии - что никаких целлюлозных заводов на Рыбинском водохранилище. Но невзирая на то, что в декабре было принято решение про ЦБК, реализация проекта продолжилась.

Единственное, что было сделано - из всех документов было убрано слово целлюлозный завод, из всех дорожных карт. Продолжилось изменение категории земель, продолжилась, возможно, разработка проектов, хотя они отрицают категорически. Потому что в СМИ Вологодской области, в том числе от Губернатора и Правительства, идёт информация, что реализация проекта по строительству завода продолжается. То есть ничто не останавливает. Мы пишем в Москву, из Москвы приходят ответы, что никакого проекта нет. Т. е. идёт полный разрыв этой информации: видим на бумагах о одно, а информационное поле совершенно другое.

На данный момент что происходит? Все происходит в строжайшей тайне, никакая информация не даётся по состоянию дел. Но неравнодушные люди есть везде, и у нас есть информация, что на данный момент уже проектируются подъездные дороги в месте размещения площадки вот этого комплекса, который будет строиться в Судском поселении. И уже запроектировано (и даже выбрана подрядная организация, которая будет реализовывать проект) проведение газопровода высокого давления к территории размещения площадки, что вызывает у нас огромную обеспокоенность. Я хотел бы обратиться к Совету и Председателю - всё-таки выяснить один очень важный вопрос. Мы общаемся с представителями Вологодской власти, от них в последние два месяца идет информация, что соглашение (о том, чтоб не строить никаких ЦБК на Рыбинском водохранилище) на уровне губернатора Ярославской и Вологодской области отменено. Т.е. уже все согласовано и никаких препятствий со стороны власти Ярославской области к строительству ЦБК нет. Понимая, что информацию постоянно сбрасывают недостоверную, поэтому хотелось бы получить её из первых рук и общественному Совету, и нам. Это очень важно. К Совету я привез электронные документы, с которыми, я думаю, стоит ознакомиться всем заинтересованным лицам.

Мы полностью исчерпали свои возможности по работе с Росприроднадзором, так как департаментом природных ресурсов Вологодской области, у которого есть полномочия по проведению гос.экологических экспертиз местного уровня, была проведена гос.экологическая экспертиза по основаниям, не предусмотренным законом.

Именно на основании итогового заключения (как общественная организация мы делами своё отрицательное экспертное заключение) была изменена категория земель, где предположительно будет размещаться завод. Там была особо охраняемая территория, теперь там зона промышленности. Мы бьемся с Росприроднадзом, они провели проверку. Говорят, да, экспертиза законом не предусмотрена, отправляют нас в суд и все наши недоумения - почему мы должны идти в суд и доказывать, что, как говорится, "деньги были поддельные, на которые было всё куплено", ответа нет к сожалению. Поэтому я не знаю, что делать дальше. Поэтому нам бы хотелось привлечь к этой проблеме и Ярославскую область. Потому, что в конечном итоге стоки потекут в направлении Рыбинска и Ярославля.

Ещё у меня есть небольшая информация для Варвары Сергеевны. Сфера моих интересов лежит в области водоснабжения-водоотведения. Я вхожу в Ассоциацию, которая ещё пока не зарегистрирована, но к новому году - будет. Мы занимаемся вопросами применения Водоканалами новых так называемых реагентов, о которых никто никогда не слышал, но активно бизнесмены несут их в Водоканалы, убеждая, что всё здорово, будет отличная очистка воды. На самом деле они не имеют надлежащих разрешительных документов. Так вот в Ярославле мы обнаружили применение Водоканалом одного из реагентов, называется Оксидол, это на очистных сооружениях. Согласно порталу Госзакупок они закупили его на 30 миллионов рублей. На самом деле у этого реагента как мы полагаем документы не соответствуют действующему законодательству. И разрешительные отсутствуют. Я думаю, вам стоит его посмотреть.

Мелентьева В.С.: А Оксидол он используется для водоподготовки или водоочистки?

Кощеев А.В.: Водоочистки, да.

Мелентьева В.С.: Я думаю, что информация немного не ко мне, я буду её иметь в виду, а к природоохранной прокуратуре.

Кощеев А.В.: Посмотрите, по этому реагенту мы уже два года собираем. Мы готовы по нему предоставить информацию, что у нас есть.

Есть ещё несколько проблем, что с Череповецкого узла течет в вашу сторону сточные воды с Череповецкого водоканала, содержащие реагент, который тоже не разрешен к применению, который сделан на основе пестицида. Он называется дезавид или дефок . Он к вам течет, это вещество, которое не разлагается, пестицид, и я думаю, что у вас на вводе на очистных сооружения Роспотребнодзор его не контролирует, потому что он не знает про это.

Фирсов Ю.В.: Я прокомментирую по поводу ЦБК. Спасибо, что Вы приехали, документы от Вас мы получили. Изучим обязательно. Мы со своей стороны обращались в Правительство Вологодской области для того, чтобы они нас постоянно информировали о проведении тех или иных этапов по реализации этого проекта по строительству ЦБК. Коллеги подтвердили, что будут это делать. С Минприроды мы связались, мы с ними на контакте. Они сказали, что на сей день никакие проектные документы к ним не поступали, но как только они поступят, нас об этом проинформируют. Я завтра буду в том числе работать в Минприроды, у коллег уточню.

Колесов Р.А.: В Минприроды же принесут готовый, крайний кирпич? Правильно, когда ситуация будет уже на конкретной стадии?

Фирсов Ю.В.: Не, саму проектную документацию, сырой кирпич, её должны будут сдать в Росприроднадзор в Центральный аппарат на экспертизу в Москву. Вот что вы говорите, департамент уже провел экологическую экспертизу - не совсем понятно, на что она была.

Кощеев А.В.: По смене категории земель.

Фирсов Ю.В.: По нашей информации проводится работа по оценке воздействия на окружающую среду. Это предпроектная документация, которая как раз попадает в Минприроды. Её уже в своё время в 2014 году направили туда и её вернули, т.к. она вообще не выдерживала никакой критики. Поэтому, если всё это произойдёт, мы об этом узнаем. И мы также насторожены вместе с вами по поводу строительства этого объекта.

 

Вопрос: - А насчет того, что соглашение расторгнуто?

Кощеев А.В.: Соглашение есть, подписано, копия есть. Сейчас распространяются слухи, что это всё отменено.

 

Вопрос: - Есть информация, кто застройщик?

Кощеев А.В.: Изначально проект предполагал, что это будет свободная экономическая зона, там будет государственное софинансирование, коммуникации и т.п. Но сейчас принято решение о том, что никаких свободных экономических зон в ближайшее время не будет. Но, тем не менее, как мы видим, проект продвигается, и у нас есть информация, что за этим проектом стоят финны. Потому что у них там очень сильно ужесточаются экологические законы, и они ищут, куда передвинуть их ЦБК, чтобы передел самый грязный - белёная целлюлоза, то, что делает ЦБК - это будет здесь.

 

Жаров О.А.: Итак, мы черту подвели, переходим ко второму вопросу, это состояние ливневой канализации. Докладчиком будет А.М.Лузин, заместитель начальника управления инженерного обеспечения, начальник отдела охраны окружающей среды и зеленого хозяйства ДГХ мэрии Ярославля.

 

Лузин А.М.: Здравствуйте, уважаемые коллеги. На сегодняшний день в состав системы ливневой канализации, находящейся в муниципальной собственности, входят сети общей протяженностью 385,02 км, 10 087 смотровых колодцев и 5618 дождеприемных колодцев.

Сети ливневой канализации, находящиеся в муниципальной собственности, обслуживает МКП «РиОГС» г. Ярославля (далее Предприятие).

Выполнение объемов работ в соответствии с техническим заданием по содержанию и ремонту систем ливневой канализации города Ярославля обусловлено объемами выделяемого финансирования. В 2017 году на содержание ливневой канализации выделено 45 млн. руб.

В соответствии с регламентом содержания городских территорий промывка сетей до 400мм должна осуществляться 1 раз в год. Только для промывки сетей диаметром до 400мм необходимо около 400 млн.руб.(180 км).

МКП «РиОГС» обеспечивает безаварийную работу системы ливневой канализации в условиях минимального финансирования. На предприятии работают квалифицированные специалисты с большим опытом работы, что позволяет в кратчайшие сроки определять «узкие места» в работе ливневой канализации и своевременно решать возникшие проблемы в условиях существующей застройки. Всего на Предприятии работает 70 чел, в работе задействовано 12 ед. спецтехники.

Работы по содержанию и текущему ремонту ливневой канализации предназначены для обеспечения исправного состояния и работоспособности всех водоотводных сооружений в соответствии с титульным списком. Эксплуатация и ремонт систем ливневой канализации осуществляется в соответствии с заказом муниципальному казенному предприятию.

В задачи муниципального казенного предприятия «Ремонт и обслуживание гидросистем» входит постоянный надзор и круглогодичное содержание водоотводных сооружений, выявление и выполнение работ, обеспечивающих бесперебойную круглогодичную работу водосточной системы. Постоянный надзор заключается в регулярном наблюдении за работой водосточной сети и ее сооружений для выявления текущих работ. Для выявления дефектов и повреждений на водосточной сети и степени ее засорения кроме постоянного надзора проводят периодические технические осмотры. Технический осмотр заключается в подробном обследовании, с применением современных технологий и средств, всех сооружений ливневой канализации для оценки их технического состояния, а также установления видов и объемов ремонтных работ. Технические осмотры проводят 1 раз в год.

Результаты постоянного надзора и технических осмотров используют при составлении графиков очистки сети, перспективных и текущих планов ремонтных работ.

Основные виды деятельности МКП «РиОГС»:

1.Содержание.

2.Промывка труб (в том числе водопропускных труб в частном секторе и под автомобильными дорогами).

3. Ремонтные работы.

В городе постоянно выявляются бесхозяйные сети ливневой канализации (около 7 км). Обследованием и ликвидацией аварийных ситуаций на данных сетях занимается МКП «РиОГС»

Техническая инвентаризация объектов инженерной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности города Ярославля, в том числе сетей ливневой канализации, проводится при наличии денежных средств в бюджете города. На сегодняшний день проведена техническая инвентаризация и зарегистрировано право собственности города Ярославля на 29,8 км сетей ливневой канализации.

Магистральные коллектора были переданы на обслуживание МКП «РиОГС» в 2005 -2006 гг. в крайне запущенном состоянии. Большинство сетей ливневой канализации строились в 50-е годы, магистральные сети из железобетонных труб, остальные из керамических. Срок их эксплуатации давно вышел. Многие трубы проросли корнями деревьев. Применение антигололедных материалов, мусор, листва, грязь со стройплощадок при прохождении по трубам оседают и накапливаются. Усугубляет ситуацию малые уклоны, а иногда и контруклоны труб, ненормативные пересечения других сетей сквозь трубы ЛК.

Таким образом, учитывая высокую степень износа сетей и длительные сроки их эксплуатации, необходимо строительство новых и капитальный ремонт существующих сетей ливневой канализации.

В городе Ярославле почти полностью отсутствует организованный сток поверхностных вод с 30- 40% площади. Не везде есть организованный сток в реки, что приводит к эрозии почвы и размыву территории. Отсутствие современной целостной системы закрытой ливневой сети в городе ухудшает прочность дорожных одежд, вызывает подтопление подвалов, инженерных сетей и загрязнение чистых водоносных горизонтов при проникновении загрязненных поверхностных вод в почву.

Все это требует устройства закрытой ливневой сети с современными очистными сооружениями с двумя и тремя степенями очистки.

В настоящее время критическая ситуация сложилась в микрорайонах частной застройки города Ярославля, где проживает около 7% жителей. Отвод ливневых, талых и грунтовых (родниковых) вод с территорий частного сектора осуществляется по водоотводным канавам, оборудованным вдоль земельных участков.

В период активного таяния снега территориальные администрации мэрии города Ярославля осуществляют постоянный мониторинг пропускной способности перепускных труб, находящихся в районе. По мере необходимости производится очистка труб от случайного мусора и грунтовых наносов.

Большая часть жителей, проживающих в частном секторе, имея в доме водопровод, сброс бытовых стоков осуществляет в выгребные ямы и водоотводные канавы. Вывоз стоков выполняется несвоевременно, что приводит к переполнению выгребных ям, насыщению почвы избыточной водой и загрязнению окружающей среды. На сегодняшний день происходит заболачивание территорий, водоотводные канавы зарастают кустарниковым мелколесьем и заиливаются. В канавах уложены мелкозалегаемые инженерные коммуникации, что очень затрудняет их прочистку.

Необходима разработка единой схемы ливневой канализации города. Наличие единой схемы позволит планировать развитие системы ливневой канализации в целом по городу.

После разработки и утверждения единой схемы ливневой канализации города при наличии финансовых средств в бюджете города на указанные цели могут быть начаты работы по подготовке и утверждению соответствующей проектной документации.

В настоящее время определены 14 проблемных выпусков ливневой канализации, выполнены отборы проб, подготовлен проект технического задания на строительство очистных сооружений. Ориентировочная стоимость строительства очистных сооружений около 400млн. руб. Точная стоимость с учетом выбора земельного участка определяется при проектировании.

Проведена предварительная инвентаризация участков ливневой канализации на участке от Юбилейного моста до Республиканского проезда вдоль реки Волги. Выявлены кадастровые номера участков, с территории которых предположительно осуществляется сброс стоков в муниципальные сети ливневой канализации.

Ведется работа по определению собственников земельных участков. Продолжается работа по другим районам города.

Жаров О.А.: Не нашел данных - сколько общий объем ливневых стоков?

Лузин А.М.: Олег Алексеевич, общий объем ливневых стоков не посчитан по городу, у нас есть предположительно это 14 очистных сооружений, там по сечению трубы посчитана мощность очистных сооружений.

Жаров О.А.: Но это же можно оценить, и достаточно легко. Без технических средств. Мы же знаем наши осадки, нашу территорию? Я хотел сравнить, насколько это сравнимо с производительностью наших очистных сооружений? Скажем, Водоканал - 500 м3 в сутки? Сравнимо, несравнимо, больше-меньше? То, что я сейчас услышал - это для меня откровение. Это же просто экологическая катастрофа… кислые гудроны по сравнению с этим просто игрушки. Это моё мнение, потому что у нас нет ни организованного сбора ливневых стоков, у нас всё размыто - берега разрушаются, очистных сооружений нет вообще. Да что бы мы не делали с очистными сооружениями городскими - всё становится бессмысленно. Эта проблема, на мой взгляд, номер один, и не решив её, мне кажется, все остальное бесполезно.

Лузин А.М.: Вот поэтому сейчас и проводится работа по инвентаризации всей системы ливневой канализации.

Жаров О.А.: Подождите, а раньше город о чём думал?

Лузин А.М.: Денег как не было, так и нет на эти цели. 45 млн. на обслуживание и ремонт выделяется ежегодно, а нужно 400 млн. только на обслуживание. На нормальное обслуживание, как должно быть по техническому регламенту.

Байкова Л.И.: По ливневым стокам я абсолютно согласна, что это проблема номер один. Когда в цифрах все изложили, я поняла, в чем дело. Денег нет. Я помню тот период, когда москвичам заказывали эту единую схему. И тогда точно так же при комитете экологии был общественный совет, который развернул на доработку эту схему. И, наверное, на том дело кончилось, денежки на проект были затрачены, и всё. О том, что это важно - да, город потихоньку погружается в болото. Наши коммуникации не справляются. На те мизерные деньги, которые выделяются, ничего сделать нельзя. Только потихонечку свести концы с концами.

Ещё меня цифра поразила - 7 % - частный сектор. Вот я вхожу в число этих 7%. Запущены совершенно водоотводящие канавы. Это то, что можно сделать на уровне местного самоуправления. Я помню те времена, когда у меня папа был в уличном комитете, и он бегал весной и осенью - у кого канавы не прочищены. Сейчас они заросли. Благоустройство – да, оно возложено на владельцев частных домов, но вы попробуйте их раскачать. У меня не только канавы прочищены на глубину до метра, но ещё и щитами закрыты. А у соседей???

Если говорить образно, еще неделю назад у меня в подполье был потоп, лягушки квакали. Сеть водоотводных канав - это можно решить на уровне местного самоуправления. И то, о чем мы в проекте резолюции пишем - закрытая ливневая система. Потому что наше население имеет обыкновение бросать бутылки-банки в канаву.

Лузин А.М.: Лидия Ивановна., вы совершенно правы. Возложена обязанность на прочистку водоотводных канав на собственников. И эта работа совместно с администрациями районов проводится. В весенний период, когда идёт подтопление и водоотводные каналы из-за загрязнения не работают фактически, плюс там замерзает же всё, то привлекаются силы муниципального предприятия РЕОКС.

Придатко Ю.М.: Я в городе занимался обследованием отдельных участков канализации. Делал это на протяжении последних 30 лет. Могу приводить вам примеры, что я вижу, как я вижу. Плюс я обследовал огромное кол-во зданий, высотных объектов жилых зданий. Это и северный жилой район Брагино, панельные дома, центральная часть города. Я сам лично лазил в колодцы, не кто-то мне рассказывал. Например, ул.Победы, ул.Большая Октябрьская, ул.Чайковского, могу перечислять почти все. Что могу сказать, у нас экологическая катастрофа. У нас любой объект, который мы строим сегодня - это водосборник. Вот возьмите, я консультировал Успенский Собор после того, как его утопили уже. Что мы создаём - мы создаём подземные озера. Теперь дальше, мы делаем покрытие плиткой. Когда её начали класть лет 20 назад на улице Кирова я пошёл в мэрию и написал служебную записку, хоть я там не служу. Что вы творите? После этого ко мне обращаются люди и просят помочь, как спасти их подвалы от затопления.

У нас есть участки в городе, например, 9 микрорайон в Брагино, где просто идёт канализация, есть колодец, и всё. Выхода ливнёвки вообще нет. Она находит выход куда? Я одеваю сапоги, чуть не охотничьи, и иду в подвал. Потому что женщины туда вообще не ходят, там можно потерять сознание. Мы утопили город абсолютно. Почему у нас сходит покрытие асфальта-бетона вместе с прошлогодним снегом? Да мы делаем следующее: вот я езжу на машине по городу, вот разложат, извините, геотекстиль, дренирующий материал, для того чтобы легче вода уходила под асфальтобетон. Вот я звоню по городу и говорю, ребята, уберите Христа-ради этот материал, мы дорогу взорвем буквально через год. И у нас попросту говоря нет никакой системы. Вот здесь, Л.И. извините, что я уж немножко Вам скажу. Говорят, давайте самоуправлением, давайте жителям скажем - занимайтесь обеспечением водоотвода. Да какой водоотвод, извините, ежели фрунзенской дорогой перерезали всё отведение к Волге. И теперь там растёт осока. А что такое осока - это значит, что грунтовая вода поднялась на 20-40 см от поверхности грунта. Это просто катастрофа. Теперь возьмите требования, нормы сегодня. Нормы сегодня таковы, что если им следовать, например, храм Святого Тихона, который я консультировал и заставил поднять на аж на 1,2 метра от отметки заложения фундамента, он бы стоял сегодня в воде. Вот вы к нему подходите, а он поднят, почему? Потому что борьба была, чтобы этого не было. Дело том, что сделали систему ливневой канализации, а теперь представьте ситуацию, когда она забита. Вон на Победе метровая труба железобетонная, она вся заилена, там 5% свободного сечения осталось. Я сам, своими руками это все трогал. Что получается? Как только что-то забито - через эту ливневку обратным ходом мы топим весь город, насмерть. Дальше, мы застраиваем, точечная застройка у нас идёт. Точечная застройка и благоустройство - свой дом поднял, всех утопил. Которосльная набережная, примеры помните, да? Но это же просто невозможно. У Которосли дом находится, а его утопили. Вот я консультировал два дома утопленника. Поэтому на сегодняшний день то, что сегодня нежно так написано. Я считаю, что должен быть город, должны быть нанесены все коммуникации, жителю нужно показать все проблемы, какие есть. Потому что просто грустно смотреть на это.

Вот 26 дом по улице Чехова, отремонтировали всё во дворе, когда я подошёл бороться, чтобы их не забросали грунтом. Забиты все, сейчас море разливанное вдоль пяти подъездов. И мы говорим, что кто-то должен кого-то агитировать. Коллеги, в городе нет тех людей, кто этим занимается так, как надо. И поэтому беда нас ждёт очень большая. Потому что долговечность здания у нас никакая. Сегодня в нормах записано, если на первый день 2016 года все наши здания, все подвалы затоплены водой - это соответствует нормам. Я консультирую, проектирую здания. А что это? Да мы попросту боремся с грунтовой водой. А как это учитывается здесь, грунтовая вода, которую мы сегодня отводим от здания. А никак! А это же море. Если я беру здание, пусть 2 секции, 20-40-15 метров, наши грунтовые условия средние, суглинки, глины,в сутки - то до 100 м3 воды. А кто её учитывает? Никто не учитывает. Понимаете? Коллеги, это такая задача, которую надо решать, всем беда будет, и дорогам, и людям, которые живут в здании, и целом городу. Я уже не говорю, что микрофлора бывает разной, и выносит её из канализации и прочее. Сейчас вот теплотрассы. Я лично ходил и смотрел, как заменяют теплоизоляцию. Мужики берут проволоку 4,2, скручивают, поднимают трубу, вывешивают на поперечинах, дальше меняют теплоизоляцию минвату, после этого снимают и в воду - жух эту теплоизоляцию. Понимаете, какая теплоизоляция в водонасыщеном состоянии? И у нас на многих участках теплотрассы просто в воде стоят. Так кого мы топим- то? Мы топим матушку-землю.

Извините, может я утомил.

 

Байкова Л.И.: Я ещё добавлю, у нас ещё больше будет объем ливневых стоков, потому что мы закрываем плиткой поверхность земли и асфальтом. Если раньше дождевая и снеговая вода просачивалась, был коэффициент стока 0,2-0,3, то теперь она стекает с коэффициентом единица. Что выпало, то и пошло - на рельеф, в ручьи и в реку.

 

Жаров О.А.: Судьба суринского коллектора? Он приобрел хозяина? Кто владельцем был?

Лузин А.М.: Автодизель был и есть.

 

Представитель природоохранной прокуратуры: Можно пояснить немного по суринскому коллектору? Дело в том, что он действительно находится в собственности Автодизеля, но дело еще и в том, что после очистных сооружений Автодизеля существуют врезки в этот коллектор по крайней мере 5 абонентов. Вот прокуратурой в 2015 году были предъявлены исковые требования ко всем абонентам с требованием обеспечить нормативную очистку вод, которые поступают через этот коллектор в реку Волгу. Поэтому в данный момент мерами прокурорского реагирования этот объем сбросов закрыт.

 

Колесов Р.А.: А у нас с суринским коллектором ведётся какая-то работа? Они вышли на связь?

Фирсов Ю.В.: Они разработали проект модернизации, где предусматривают порядка 50 млн. рублей. Росприроднадзор им ущерб хороший насчитал, они конечно доказывают, что он связан с абонентами, которые туда врезаны после очистных сооружений. Мы сейчас конечно помогаем, есть хорошая судебная практика, вроде она даже до Верховного суда дошла. Дело в том, что те абоненты, была такая же ситуация, когда абоненты были подключены к коллектору после очистных сооружений, но претензии предъявлялись собственнику этого коллектора. Так вот суд пропорционально эту сумму ущерба предъявил этим абонентам. Вот мы сейчас к этому и придём. Плюс мы рассматриваем помощь предприятию, в том плане, чтобы в рамках мирового соглашения (если Росприроднадзор пойдёт на это, мы сейчас прорабатываем) как раз произвести взаимозачет потраченных средств на реконструкцию в зачет ущерба. Потому что если предприятия платят средства за ущерб - они не окрашены, они уходят потом в муниципалитет, и расходуются потом на любые нужды...

Колесов Р.А.: Может окрасить их?

Фирсов Ю.В.: Совершенно верно, мы работаем над этим.

Жаров О.А.: А вот к мэрии вопрос? Есть комментарий по поводу эмоционального выступления? Что делать-то?

Лузин А.М.: Вопрос сложный.

Придатко Ю.М.: Первое - нужно людям правду сказать, сказать, что мы начали работать; второе - нужно сделать городскую съемку, она есть. Топографическая сеть есть, отметки есть. На карту города нанести отметки, куда мы можем отводить эту воду.

 

Вопрос: Скажите, технологические решения есть этой проблемы?

Лузин А.М.: У нас есть Генеральный план города Ярославля, где отмечены все очистные сооружения города и предполагаемые очистные сооружения, которые тоже намечены. Я же не зря сказал, что у нас есть не только уклоны, но и контруклоны. Ливневая канализация в принципе не может никуда течь. И таких контруклонов полно, поэтому тут все не так просто.

 

А.Р.Бобович: В Генеральном плане этой информации нет. И нет единой схемы ливневой канализации. Пытались 2 раза создать, но не состоялось. Не выделены водосборные бассейны. Водостоки не проинвентаризованы. Ситуация катастрофическая, стройка продолжается, усугубляя её. И на эту жизненно важную проблему нет средств. 

А.М.Лузин: Поэтому и нужно эти мероприятия включить в программу «Сделаем Волгу чистой».

С.В.Петров: Мы все правильно говорим, но денег-то не выделяют. 45 миллионов на обслуживание в год, при необходимых 400.

14 выпусков собираются передать в муниципальную собственность, а остальные 72???

Надо делать единую схему ливневой канализации.

 

Жаров О.А.: А депутаты муниципалитета осознают проблему или нет? Или для них это сегодня как и для меня - открытие?

С.В.Петров: Это каждый год на муниципалитете доказывали, что это действительно проблема, что на это нужно выделять деньги...

В Рыбинске на данный момент более 100 км сетей, 36 выпусков ливневой тоже без очистных. У них вообще обслуживающего персонала нет.

 

Природоохранная прокуратура: Можно ещё по Рыбинску пояснить. До недавнего времени в Рыбинске существовала единая организация по благоустройству города Рыбинска, у которой на балансе числились эти сети. В том числе 12 выпусков в Водные объекты реку Волгу. Прокуратурой так же в 14 году были заявлены исковые требования по этим выпускам городской ливневой канализации и судом вынесено решение об обязании администрации городского округа город Рыбинск эту организацию обеспечить нормативную очистку сточных вод. На сегодняшний день по итогам обследования ливневых сетей у них в казне числится 35 ливневых коллекторов с выпусками в поверхностный водный объект.

 

Рожков С.И.: У меня есть предложение к Правительству области в связи с такой тяжелой ситуацией. По водоотведению и другим моментам. Подумать, как нам взять курс на деурбанизацию города Ярославля и других крупных городов области. Потому что это только будет усугублять ситуацию, приводить к новым проблемам. Это уже давно назрело, этот вопрос обсуждается.

 

Колесов Р.А.: По вашему мнению, это возможно? У нас в России, в мире идет процесс урбанизации. Возможно, деурбанизация?

Рожков С.И.: На мой взгляд, это возможно, нужно создавать привлекательной жизнь на селе, поднимать село прежде всего, и застройщиков пускать именно туда.

Жуков А.Е.: Почему речь идет только о Ярославле? Вопрос надо решать глобально. И включить в бюджеты финансирование хотя бы в 2019 году – взять вопрос на контроль.

Байкова Л.И.: Отвечаю на вопрос. Ярославль – областной центр, почти половина населения области. Здесь более острая ситуация, самое массовое строительство, комплексно увязано все: ливневка, коммуникации, зеленые насаждения, земля, которую заковывают в плитку и асфальт. Это все – вопросы городской экологии, градостроительства, которое ведется (мягко говоря) не совсем продумано. Градостроительная политика почему-то основана на принципе: город должен развиваться, застраиваться. Вширь некуда – давайте ввысь!

Бобович А.Р.: А нужно ли столько строить? Для кого?

- Предложение О.А.Жарова сформулировать более содержательную резолюцию по второму вопросу, создав рабочую группу (Бобович, Придатко, Рожков, Жуков, Петров, Лузин), и попросить правительство области взять этот вопрос на контроль.

 

Р.А.Колесов поддержал это предложение с вынесением (возможно) на рассмотрение градостроительной комиссии под руководством заместителя председателя правительства ЯО В.В.Ткаченко – для синхронизации градостроительной политики с экологической.

 

Рожков С.И.: Подскажите, вы располагаете оборудованием и методикой выявления несанкционированных сбросов в ливнёвку?

Я как природоохранник сталкивался несколько раз, где через ливнёвку идёт фекальный сброс. В Твороговский ручей в частности, и не могли выявить, кто это делает. Хотелось бы обратить внимание на эту проблему.

 

Далее были рассмотрены организационные вопросы.

О портале

Данный сайт объединяет под эгидой Экологического Совета при Губернаторе Ярославской области все экоинициативы, экосообщества, эконовости и экособытия Ярославской области. Охрана окружающей среды - дело, важное для каждого человека. Присоединяйтесь к работе. 

Контакты администратора портала

 
Back to top