К вопросу о непрерывном экологическом образовании в Ярославской области. Иванова Н.Л.

К ВОПРОСУ О НЕПРЕРЫВНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Иванова Н.Л.
ФГБУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет
им. К.Д. Ушинского», г. Ярославль

На заседании Общественного экологического совета при губернаторе Ярославской области, состоявшегося в августе 2013 года, на основании анкетирования участников заседания произведено ранжирование экологических проблем области. Наиболее острой среди других озвученных оказалась проблема экологического образования, просвещения и воспитания экологической культуры. Несмотря на достигнутые определённые успехи в этом направлении, в Ярославской области до сих пор не создана единая система непрерывного экологического образования и воспитания на условиях преемственности. Этим и определяется актуальность выбранной темы.

Концепция устойчивого развития рассматривает в единстве экологические, экономические, социальные и многие другие процессы в системе «общество-природа». В ней указывается, что переход к устойчивому развитию нельзя осуществить, сохраняя стереотипы мышления, пренебрегающие возможностями биосферы и порождающие безответственное отношение граждан и юридических лиц к окружающей среде и обеспечению экологической безопасности.

Образованию отводится авангардная роль в формировании современного миропонимания. Экологическое воспитание, образование и просвещение являются самым эффективным средством формирования у людей экологической культуры. Они, в свою очередь, должны отличаться от традиционных видов этой деятельности и включать в себя знания о биосфере, ведущей роли живых организмов в поддержании этой мегаэкосистемы, то есть всё то, что почти полностью отсутствовало в прежней системе воспитания и образования, но без чего не возможно дальнейшее существование человека на планете.

Система воспитания и образования должна соответствовать задачам нового объёма управления социоприродной реальностью, которая с позиций витацентризма должна пояснить, что человек, привыкший считать себя разумным существом, единственный изо всех населяющих планету существ не обладает таким важнейшим для жизни свойством, как способность к экологическому самообеспечению. Он единственный на планете вид, который является носителем свойств экологического саморазрушения [7]. Способность человека к экологическому самообеспечению не вырабатывается стихийно, а только сознательно в процессе экологического воспитания и образования. Основные его принципы, обязательные для всех групп населения и всех уровней профессий, озвученные во «Всемирной стратегии охраны природы» в 1978 году и уточненные в 1982 году включают следующее:

1. Принцип охвата экологическим образованием всех возрастных, социальных и профессиональных групп населения.

2. Принцип первоочередного обучения лиц, имеющих право и возможности принимать решения в области практической деятельности.

3. Принцип непрерывности экологического образования на разных этапах воспитания и обучения.

Экологическое образование и воспитание являются государственной проблемой [1, 5, 6, 7]. В соответствие федеральному закону «Об охране окружающей среды» и Экологической доктриной РФ, в целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов должна устанавливаться система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием при этом средств массовой информации [5, 6].

Анализируя развитие экологического воспитания, образования и просвещения за последние десятилетия в Ярославской области можно отметить, что учеными, педагогами, учителями, общественными деятелями была проделана весомая работа в раскрытии следующих вопросов:

  • создание проекта концепции целевой областной программы экологического образования и воспитания населения Ярославской области (авторы: Л.И.Байкова, Б.В. Поярков, Е.Н. Смирнова, 1997г.) [2]; 
  • повышение квалификации работников предприятий области в сфере охраны природы и рационального природопользования;
  • исследование концептуальных основ построения программы «Экологическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста в рамках образовательной системы» (автор: Н.В. Калистратова, 2002 г.) [4];
  • создание образовательной программы по формированию экологической культуры младших школьников «Красота вокруг нас» (Л.А. Жибарева, 2012 г.);
  • изучение эффективных средств формирования экологической культуры школьников (Л.А. Жибарева, 2012 г.);
  • создание различных методических пособий, в том числе и с разработкой экологических экскурсий и экотуров по области, соединяющих вопросы краеведения и экологии как для студентов, школьников, так и широких слоёв населения;
  • подготовка молодёжи к участию в экологических олимпиадах, конференциях различных уровней, к защите экологических проектов, привлечение её к научным исследованиям природного и культурного наследия Ярославской области;
  • создание систем экологического образования и воспитания в вузах области и учреждениях дополнительного образования;

 

Набирает свой вес Ярославская инициативная группа экологического движения «Мусора. Больше. Нет.» В нашей области осуществляют свою экологическую деятельность экологические центры в городах Тутаеве и Ярославле, клубы – в городах Угличе и Переславле-Залесском, станции натуралистов – в городах Ярославле и Данилове.

Анализируя ситуацию на сегодняшний день, мы можем отметить, что все хороши по-своему и действуют сами по себе. Согласно исследованиям в Ярославской области недостаточно представлена целостная система экологической работы, охватывающей все звенья учебно-воспитательного процесса детей, подростков, юношества, сознательно направляемой и контролируемой на разных уровнях образования и воспитания. Деятельность по экологическому обучению детей, школьников зачастую носит неплановый или фрагментарный характер. Любое исследование природы выдается за экологическое, при этом не учитываются взаимосвязи «природа-человек-общество». Авторские программы зачастую не лицензированы, в них отсутствует экосистемный подход, не учитывается, что экология как комплексная наука включает естественнонаучные и социально-гуманитарные знания; в ряде районов не организовано шефство над памятниками природы и другое.

Как видим, мы вновь пришли к необходимости не только создания, но и реализации программы экологического просвещения в широком смысле этого слова в рамках непрерывной образовательной системы. Очень бы хотелось благия начинания соединить вместе с тем, чтобы на основе преемственности знаний, используя концентрическую форму структурирования материала, когда один и тот же вопрос многократно проходит через разные виды образовательной деятельности с последовательным углублением и расширением содержания, происходило экологическое просвещение всего населения Ярославской области.

В этом деле весьма полезным будет опыт создания и реализации экологической Программы Правительства Москвы и Московской области, концепции непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения Вологодской области в интересах устойчивого развития региона до 2020 года.

Для Ярославской области в настоящий момент особенно важным, на мой взгляд, являются координация между собой всех систем экологического образования: школьной и внешкольной, систем начального, среднего и высшего профессионального образования, эколого-просветительской деятельности неправительственных организаций.

Что необходимо сделать для реализации программы непрерывного экологического просвещения?

1. Рассмотреть все ресурсы природного и культурного наследия области, на базе которых будет оно осуществляться, и варианты использования их в системе экологического образования и просвещения. Создать банк данных этих ресурсов.

2. Создать региональный эколого-биологический центр (ЭБЦ), который будет осуществлять координацию всей деятельности в этом направлении: обеспечивать единое руководство, информационную и консультационную помощь при разработке и выполнении муниципальных программ экологического образования и воспитания населения, планов программных мероприятий, проводить мониторинг системы экологического образования и воспитания в области.

3. Установить взаимодействие регионального ЭБЦ со средствами массовой информации на постоянной основе, в том числе через интернет-ресурсы.

4. Разработать программы непрерывного экологического образования, просвещения и воспитания всех слоёв населения на уровне муниципальных районов. Включить вопросы широкого экологического просвещения в региональные и местные программы развития территорий.

5. Рассмотреть возможности финансирования проектов программных мероприятий за счет средств госбюджета области, экофонда, спонсоров области.

6. Разработать на перспективу программу региональных проектов участия школьников и учителей, педагогов дополнительного образования в решении эколого-социальных проблем Ярославской области с обязательным включением в работу ведущих учёных в качестве консультантов для грамотного и научно верного оформления результатов исследований.

7. Создать возможности для широкого и своевременного распространения среди участников процесса современных методических разработок, научных исследований экологического характера на местном и региональном уровнях. Для обмена опытом проводить ежегодные круглые столы с участием воспитателей, учителей, педагогов дополнительного образования, ученых.

8. Предоставить трибуну школьникам и студентам из числа победителей и лауреатов различных конкурсов, конференций, форумов в учебных заведениях на занятиях в учебное время.

9. Развивать театральное экологическое движение.

10. Разработать и реализовать программы работы музеев и культурно-досуговых учреждений по экологическому воспитанию и просвещению.

11. Организовать поддержку в разработке учебно-методических материалов для педагогов, учащихся, научных работников на всех уровнях системы образования и профессиональной подготовки

Среди имеющихся ресурсов природного и культурного наследия г. Ярославля и Ярославской области особое место занимает Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. На протяжении многих лет студенты ЯГПУ очной и заочной формы обучения посещают тематические экскурсии в отдел природы Ярославского музея-заповедника. Это существенно повышает качество знаний студентов при изучении основ экологического права, особо охраняемых природных территорий и краснокнижных объектов Ярославской области, её геологического прошлого. Знания, полученные во время экскурсии, материалы организуемых на его территории фотовыставок, студенты активно применяют при проведении практических занятий по экологии, экологическому туризму, некоторые из них – при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

В 2013 году заведующим естественно-исторического отдела Ярославского музея-заповедника Д.В. Власовым разработаны предложения к концептуальной идее новой естественно-исторической экспозиции.

В таких условиях естественно-исторический музей/отдел хотели бы создать экспозицию, основной целью которой будет просветительская миссия: формирование системы экологических ценностей у широких слоев населения посредством различных форм музейной, исследовательской, образовательной, просветительской и досуговой деятельности. В задачи будут входить формирование взглядов и убеждений, способствующих сознательному и бережному отношению к природе; воспитание экологического патриотизма как мировоззренческой идеи; пропаганда современной естественнонаучной картины мира.

Концептуальной идеей будущей экспозиции является демонстрация особенностей природы Ярославской области через призму глобальных, региональных и локальных экологических проблем с привлечением современных технологий (интерактивные зоны; медийное наполнение; цифровые фоторамки). В отличие от старой, существующей с 60-х годов ХХ века, экспозиции, глубинный смысл которой был «Человек – хозяин природы» и «Мы не должны ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача», предлагается показ хрупкости природы и ее уязвимость, изменений ландшафтов под воздействием непродуманных преобразований в угоду научно-технического прогресса [3].

В показе естественных ландшафтов будет сделан упор на целостность биотопа, на взаимовлияние его частей и их обитателей. Также предлагается создание в экспозиции разделов трансформеров для включения периодически меняющихся тематических фрагментов, соответствующих целям и задачам экспозиции и целевым аудиториям. Преимущественно на детей дошкольного и младшего школьного возраста будет рассчитано знакомство с сезонными изменениями в природе Ярославской области. Предполагается познакомить посетителей с историей изучения природы родного края путём экспонирования хранящихся в фондах макетов, диорам, созданных Н.В. Кузнецовым и не вошедших в основные разделы экспозиции, а также документов, книг, оптических приборов и многого другого из других музейных коллекций.

Исходя из выше перечисленного, посещение музеев природы должно быть обязательным и систематическим в плане школы, плане подготовки учителей или специалистов, занимающихся охраной природы и рациональным природопользованием. Совместно с учителями школ активно должны работать родительские комитеты. В помощь учителям можно подключить студентов ЯГПУ и ЯрГУ, педагогического колледжа, которые проходят практику по воспитательной работе. В качестве воспитательного мероприятия по педпрактике им можно засчитывать любое экологическое мероприятие, причём студенты его могут проводить по желанию в течение целого учебного года, а не в строго отведенное время.

К экологическому просвещению населения могут подключиться вузы, активность которых сейчас не столь велика, как могла бы. Например, в г. Ярославле медакадемия могла бы освещать вопросы экологии человека, сельхозакадемия – выращивания урожая в экологически чистых условиях, раскрывать вопросы борьбы с вредителями культурных и декоративных растений; технический университет – знакомить с качеством среды обитания человека в нашей области (загрязнение почв, водоёмов, атмосферного воздуха различными веществами), театральный институт – проводить спектакли на экологическую тематику для самых маленьких ребят в детских садах и начальной школе. По личному опыту, могу заметить, что данные вопросы интересны широкой публике. Читать лекции для интересующихся можно и в стенах своих родных вузов, и в библиотеках, и в школах. Конечно, здесь придется решить финансовую сторону дела и организацию хорошей рекламы.

В течение недели в сентябре 2013 года в Ярославле прошёл фестиваль науки, в котором приняли участие многие специалисты, музеи и лаборатории при заводах, вузах города. Подобный опыт можно использовать для проведения теперь уже экологического фестиваля.

Опыт других регионов можно использовать и для нашей области. 

Большинство ООПТ ЯО, которые находятся в крупных городах, находятся в плачевном состоянии.

Должно проводится плановое обучение педагогов допобразования по современным методам исследований.

В заключении хотелось бы сказать, что экологически устойчивое развитие Ярославской области мы должны рассматривать как обеспечение эколого-экономической жизнеспособности, охраны и восстановления окружающей природной среды, грамотного управления природными ресурсами в интересах каждого жителя региона. В настоящий момент возникла острая необходимость осуществления системного непрерывного экологического образования, воспитания, просвещения, в основе которых обязательно должен быть заложен принцип преемственности.

Это процесс успешно может осуществляться только тогда, когда будут консолидированы усилия Правительства области, ведомственных департаментов, учреждений образования, культуры и других заинтересованных участников процесса развития экологической культуры населения региона.

Литература
1. Андреева Н.Д., Соломин В.П., Васильева Т.В. Теория и методика обучения экологии /под ред. Н.Д. Андреевой. – М.: Академия, 2009. – 208 с.
2. Байкова Л.И., Поярков Б.В., Смирнова Е.Н. Проект концепции целевой областной программы экологического образования и воспитания населения Ярославской области. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1997. – 26 с.
3. Власов Д.В. Предложения к концептуальной идее новой естественно-исторической экспозиции ГАУК Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (вариант для обсуждения) – рукопись, 2013.
4. Калистратова Н.В. Концептуальные основы построения программы «Экологическое воспитание детей дошкольного и школьного возраста в рамках образовательной системы» / под ред. Л.Н. Красовской. – Ярославль: ГОУ ЯО ИРО, 2002. – 27 с.
5. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
6. Экологическая доктрина Российской Федерации. – Российская газета, 2002. – № 176.
7. Экономика природопользования: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / под ред. Э.В. Гирусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 591 с.

О портале

Данный сайт объединяет под эгидой Экологического Совета при Губернаторе Ярославской области все экоинициативы, экосообщества, эконовости и экособытия Ярославской области. Охрана окружающей среды - дело, важное для каждого человека. Присоединяйтесь к работе. 

Контакты администратора портала

 
Back to top