Материалы по строительству ЦБК на Рыбинском водохранилище. Кощеев А.В.

 В Экологический совет при Губернаторе ЯО

Предложение. 15.11.2017г.

 

В Вологодской области на берегу Рыбинского водохранилища на границе с Ярославской, вопреки решению межрегиональной комиссии от 5 декабря 2014 года по согласованию Схемы территориального планирования Вологодской области с участием представителей Ярославской области, начата реализация инвестиционного проекта - строительство ЦБК (целлюлозного производства – опасного производственного объекта, относящегося по санитарной классификации к 1 категории), определена территория застройки, осуществлён перевод части земельных участков из категории особоохраняемых территорий и объектов, и земель Лесного фонда в категорию земель промышленного и иного специального назначения, уже запланировано строительство автомобильной дороги, определена её трасса, начато строительство газопровода для подвода природного газа.

Четыре земельных участка, расположенные по береговой полосе Рыбинского водохранилища и у реки Пача противоправно отнесены в СТП Вологодской области к территории для размещения инвестиционной площадки с предприятиями 1-2 категории санитарной опасности: два участка - кадастровые №№ 35:22:02030010:153, 35:22:0000000:260 - относятся к землям Лесного фонда и обладают защитными лесами, на одном участке, кадастровый № 35:22:0203010:154, хутор Рощино - находится частный жилой дом с хозяйственными постройками и постоянно проживают жители, ещё один – это земельный участок «мыс Рощино», кадастровый № 35:22:0203010:2,- располагает защитными лесами нерестилищ и охраны вод водохранилища и р.Пача, имеет зелёные насаждения, входящими с лесами в зелёную зону вокруг г.Череповца.

Такое размещение инвестиционной площадки-зоны производственных объектов наибольшего класса опасности является нарушением Приказа Минприроды России от 29 декабря 1995 г. N 539 "Об утверждении "Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности", а так же положений Земельного, Лесного, Градостроительного и Гражданского Кодексов РФ по использованию земель с особым режимом использования территорий - земель, на которых расположены запретные и защитные нерестоохранные леса Рыбинского водохранилища и его малых рек, и на которых кроме того находится зона жилой застройки.

В подтверждение реализации намерений по строительству на территории инвестиционной площадки целлюлозного завода (ЦБК) есть следующие документы:

  1. Генеральный план Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района, утвержденный Решением Совета Судского сельского поселения от 18.09.2014г. № 53, с указанием в текстовой части (см.: том 2, раздел 3.2 «Социально-экономическое развитие», подраздел 3.2.1 «Перспективы развития промышленности», и том 3, статья 11) и в карто-графической части, предусматривающие строительство объекта 1 категории - целлюлозного производства и 1000-метровой санитарно-защитной зоны на вполне определённой в генплане территории;
  2. Правила застройки и землепользования Судского сельского поселения Череповецкого муниципального района, утвержденные решением Совета Судского сельского поселения от 03.09.2014 № 48 (с внесенными изменениями решением Муниципального Собрания Череповецкого муниципального района от 21.07.2015 № 168) с указанием в части II «Карта градостроительного зонирования территории Судского сельского поселения», и в части III «Градостроительные регламенты» территориальных зон на зону промышленного назначения П-3 с предприятиями 1 категории санитарной опасности и определением санитарно-защитной зоны шириной в 1 км;
  3. Постановление Правительства Вологодской области от 14.09.2017г №733 «О внесении изменений в Постановление Правительства области от 12 мая 2009г №750 с формулировкой: «Подраздел 5.2 "Реконструкция и строительство автомобильных дорог и искусственных сооружений на них" дополнить пунктом 54 «Подъезд к инвестиционной площадке промышленно-производственного типа».
  4. План-схема строительства подъезда к инвестиционной площадке в Судском сельском поселении Череповецкого муниципального района.

Также  есть ряд документов, которые были получены представителями заказчика проекта строительства ЦБК – Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Суда» с нарушением действующего законодательства:

  1. Заявление, назначение, проведение, и заключение Государственной экологической экспертизы (далее в тексте — ГЭЭ) «Материалы по обоснованию утраты земельным участком с кадастровым № 35:22:0203010:2 в Череповецком районе особого природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного, оздоровительного и иного особо ценного значения и перевода земельного участка из категории «земли особо охраняемых территорий и объектов» в категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения» в связи с невозможностью его дальнейшего использования по целевому назначению с последующим разрешенным использованием для осуществления производственной деятельности» - была назначена приказом Департамента природных ресурсов и окружающей среды Вологодской области (сокращённо - ДПРи ООС) №532 от 10.12.2015г.

ГЭЭ «Материалы по обоснованию утраты …», проведённая Департаментом природных ресурсов и окружающей среды Вологодской области в нарушение положений федерального закона №174-ФЗ «Об экологической экспертизе», не имела законных оснований для её назначения и проведения, что подтвердила проверка Росприроднадзора и выдача в адрес департамента предписания;

Для отмены результатов ГЭЭ, давшей положительное заключение и, кроме того, проигнорировавшей отрицательное заключение проведённой общественной экологической экспертизы по утрате земельным участком природоохранных значений и переводу участка в промышленную категорию, предпринятые представителями общественности и общественными организациями все возможные досудебные меры исчерпаны.

  1. Постановление администрации Череповецкого муниципального района №332 от 28.03.2016 «О переводе категорий земель», относительно перевода одного из земельных участков, кадастровый № 35:22:0203010:2 (мыс Рощино), под размещение инвестиционной площадки.

Постановление администрации Череповецкого муниципального района о переводе земельного участка из категории особо охраняемых территорий и объектов в категорию земель промышленности … и иного специального назначения, изданное на основании незаконно назначенной ГЭЭ и с нарушением федерального закона №172-ФЗ о переводе земель без учёта особого режима использования территории земельного участка, установленного действующими нормативно-правовыми актами федерального уровня:

  1. Нерестоохранные полосы лесов шириной в 1 км вдоль береговой линии Рыбинского водохранилища установлены постановлением СМ РСФСР от 26.10.1973 №554.
  2. Запретные полосы лесов шириной в 3км по берегам Рыбинского водохранилища, установленые постановлением СНК СССР от 06.01.1941г №97-47, СМ СССР от 07.04.1946г №781 и решением Вологодского облисполкома от 03.06.1946г №38.
  3. Рыбоохранные зоны установлены Приказом Минсельхоза РФ от 18.11.2014 № 453, утвердившим Правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна.»
           Рыбоохранная зона (шириной в 500 м) мест нереста, нагула, зимовья для воспроизводства рыбных запасов водоёма особо ценного рыбохозяйственного назначения - Рыбинского водохранилища,  расположена в прибрежной акватории правобережья   водохранилища и его малых рек, включая побережье на территории Судского сельского поселения и р.Пача.
           Порядок установления рыбоохранных зон, ограничения осуществления хозяйственной и иной деятельности и особенности введения таких ограничений в рыбоохранных зонах определяются Правительством Российской Федерации.
  4. Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства установлены Федеральным законом от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

Земельный участок с кадастровым номером 35:22:0203010:2– мыс «Рощино», площадью 78,6 га, имеет 55 га защитных лесов и зелёных насаждений, никогда не переводился распоряжениями правительства РФ под инвестиционную площадку производственно-промышленного типа. Земельный участок с расположенными на нём объектами капитального строительства детского оздоровительного лагеря «Орлёнок» был предоставлен из государственной собственности в частную ОАО «Северсталь», а затем после закрытия ДОЛ «Орлёнок» продан ОАО «Северсталь» управляющей компании «УК Суда» с последующим, в нарушение условий договора купли-продажи,  противоправным изменением целевого назначения земель, и затем через противозаконную ГЭЭ был переведен из категории особо охраняемых территорий и объектов в категорию промышленного и иного специального назначения, и определён СТП Вологодской области в состав земель территории инвестиционной площадки.

3.      Кадастровая выписка о земельном участке к№ 35:22:0203010:2 (мыс Рощино), выданная после перевода земель вышеназванным постановлением №332 от 28.03.2016г.  Росреестром 04.04 2016г.,  в которой изменена категория земли с особо охраняемых территорий и объектов на категорию земель промышленности и иного специального назначения, и с указанием на разрешённое использование земельного участка - «Производственная деятельность», при полном отсутствии записей в графах выписки в части особых отметок и дополнительных сведений – нет обязательных сведений об отношении участка к территориальным зонам и зонам с особыми условиями использования и о правовом режиме использования земель участка, находящихся в прибрежной, водоохранной, рыбоохранной, защитной нерестоохранной зонах и запретной полосах защитных лесов, в зелёной зоне г. Череповца.
            В кадастровом паспорте земельного участка к№ 35:22:0203010:2 от 04.02.2014 года, до изменения категории, такие записи о вхождении  участка в прибрежную и водоохранную зоны Рыбинского водохранилища с указанием на правовые основания в графе «Сведения о территориальных зонах и особых условиях использования» присутствовали.
            Изменение категории не меняет расположение земельного участка в территориальной зоне охраны природного объекта и накладывает теже соответствующие зоне ограничения при использовании участка.

В Постановлении и в сведениях, предоставленных Заказчиком в Росреестр по переводу участка в другую категорию, отсутствуют обязательные сведения о принадлежности к территориальным зонам, об  особом режиме использования территории в охранных зонах и ссылки на выше названные акты органов государственной власти.

4.       В Свидетельстве от 07.05.2015 года о регистрации прав на земельный участок, выданным Росреестром собственнику земельного участка – ООО «Управляющая компания «Суда», находящейся в структуре владельца ПАО «Северсталь» Мордашова А.М., так же противоправно отсутствуют отметки о территориальных зонах, об особом режиме и правовых ограничениях при использовании земельного участка.

В публичной кадастровой карте ЕГРН в нарушение действующего законодательства отсутствуют сведения о наличии и нахождение земельного участка в территориальных зонах полосы защитных лесов нерестилищ, запретной полосе лесов охраны вод Рыбинского водохранилища, зоне санитарной охраны водохранилища, используемого для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и рыбохозяйственного использования,  о рыбоохранной зоне, лесопарковой зоне и зеленой зоне г. Череповца, и, соответственно, нет сведений и в Свидетельстве о регистрации прав на земельный участок, и на правообладателя земельного участка не наложены обязательства по соблюдению особого режима его использования.

Необходимо подтвердить обоснованность доводов о противоправности действий по ГЭЭ, целенаправленному игнорированию требований законодательства по учёту территориальных зон и условий, и о нарушениях при составлении правоустанавливающих документов, и через суд опротестовать принятые решения исполнительной власти по назначению ГЭЭ и по процедуре перевода земельного участка,  передаче недостоверных и неполных сведений регистрирующему органу, отменить результаты и постановление администрации Череповецкого района о переводе земельного участка, признать свидетельство о регистрации прав на участок с изменённой категорией земель при отсутствии сведений по вхождению в территориальные зоны и без указания на особые условия использования земель - юридически ничтожным.

К сожалению, эти вопросы по понятным причинам органы власти в Вологодской области и региональные природоохранные структуры решать в досудебном и судебном порядке не желают.

Необходимо добиваться отмены противоправного проектного решения о размещении ЦБК на Рыбинском водохранилище, не допустить вредные сбросы в огромном количестве в акваторию Рыбинского водохранилища, сопутствующие проекту ЦБК масштабные вырубки лесов с риском обмеления водохранилища,  предотвратить угрозу отравлениями подземных вод отходами и шламами, выбросами в атмосферу, негативного влияния ЦБК на Дарвинский биосферный заповедник и требовать полного прекращения подготовительных работ по реализации проекта ЦБК.

Позитивных результатов от строительства ЦБК для Ярославской области не видится ни в ближайшей, ни в отдалённой перспективе, просматриваются лишь одни риски от критического ухудшения качества воды, снижения уровня водозаборов систем водоснабжения и для осуществления навигации, туристической привлекательности региона.

Предлагается:

1. Инициировать судебное разбирательство и подать исковое заявление в защиту интересов жителей Ярославской области к Правительству Вологодской области по нарушениям положений Градостроительного кодекса в части согласования СТП субъекта РФ, назначению ГЭЭ и переводу в другую категорию земельного участка для его дальнейшего промышленного использования с требованиями отказа Правительства Вологодской области от проекта Судского ЦБК, аннулирования инвестиционного соглашения от октября 2013г с компанией «СВЕЗА», отмены или признания ничтожными результатов ГЭЭ, постановления и свидетельства по переводу земельного участка в несоответствующую по законодательству категорию.

2.Запросить экспертный совет Росводресурсов и на федеральном уровне выполнить независимую Рецензию на имеющиеся проектно-изыскательские работы, НИР и экспертизы.

3. Провести оценку  и сделать социально –экономический прогноз с использованием системы ГИС по водным ресурсам и привлечением профильного НИИ РАН с целью прогнозирования уровня и последствий загрязнений от сбросов и выбросов ЦБК, исходя из данных проекта целлюлозного завода, с учётом текущего состояния вод и реальных данных от уже работающих по той же технологии и в условиях российской действительности предприятий, с оценкой всех сопутствующих проекту ЦБК проблем в ближайшей и отдалённой перспективе, включая вырубку лесов на обширных площадях под сырьё ЦБК и риск обмеление Волго-Балта.

Независимая Рецензия и Прогноз позволит оценить риски воздействия на окружающую среду, а так же влияние на экологические и социально-экономические  параметры регионов, в том числе находящихся ниже по течению Волги с точки зрения инвестиционной привлекательности. При разработке инвестиционных проектов в таких сферах, как микроэлектроника, медицинское оборудование, производство продуктов питания, туризм, брендовые отели для успешного функционирования бизнеса к исходному качеству воды и воздуха предъявляются высокие технические требования.

Например,  известная история, когда компания «Хилтон» отказалась участвовать в СП по реконструкции и эксплуатации гостиницы на Московском проспекте г.Ярославль, в районе Московского ж.д. вокзала. Одной из причин явилось недостаточное качество водопроводной воды.

В случае проявления экологических рисков ожидаемые позитивные результаты федеральной программы «Экология Волги», не окажут существенного позитивного влияния на главную водную артерию Европейской части России, т.е. эколого-экономический эффект будет значительно ниже ожидания, затраты неэффективны, усилия бесполезны и цели программы не будут достигнуты.

Русская поговорка «Доверяй, но проверяй» даже в добрососедской ситуации имеет место. Результаты Независимой Рецензии позволят с большей уверенностью выходить с требованием на федеральный уровень в Росприроднадзор и обратиться к Правительству Вологодской области с предложением проведения ГЭЭ на федеральном уровне в соответствии с Федеральным законом №174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

4. В интересах принятия эффективных решений по корректировке проектно-сметной документации (ПСД) «Реабилитация оз. Неро» рекомендуется Правительству ЯО заказать Независимую Рецензию в Экспертном совете Росводресурсов на современную НИР по оз. Неро.

В интересах жителей Ярославской области необходимо предпринять активные действия и выполнить предложенные мероприятия!

 

 

Авторы                                                   подписи

Кощеев А.В.

Рывкин В.И.

 

Дополнительные документы к обращению можно скачать здесь: http://eko-yar.ru/files/cbk.zip

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О портале

Данный сайт объединяет под эгидой Экологического Совета при Губернаторе Ярославской области все экоинициативы, экосообщества, эконовости и экособытия Ярославской области. Охрана окружающей среды - дело, важное для каждого человека. Присоединяйтесь к работе. 

Контакты администратора портала

Подписка на новости

Подписка на новости портала поможет вам быть в курсе событий и своевременно помогать активистам экологических движений.
Back to top