Экологическое образование для устойчивого развития. Байкова Л.И.

В 2005 году по инициативе Российской Федерации и Швеции комитет по экологической политике Европейской Экономической Комиссии ООН на конференции в Вильнюсе принял «Стратегию ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития».

В ней намечен переход от простой передачи знаний и навыков, необходимых для жизни в современном мире, к готовности действовать в стремительно изменяющихся условиях, участвовать в планировании социального развития, учиться предвидеть возможные последствия в устойчивости природных экосистем и социальных структур.

Стратегия была разработана на основе процесса партнерства, в котором приняли участие правительства, образовательные учреждения, НПО и другие заинтересованные участники региона ЕЭК ООН, а также международных организации.

В регион ЕЭК ООН входят страны с богатым культурным разнообразием и различными социально-экономическими и политическими условиями. Перспективы устойчивого развития в значительной степени зависят от образа жизни и структуры потребления и производства, и в то же время они связаны с уважением потребностей стран, для которых важной задачей остается сокращение масштабов нищеты.

Что понимается под термином УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ? Это обеспечение экономической жизнеспособности, справедливости, социальной сплоченности, охраны окружающей среды и устойчивого управления природными ресурсами, с целью удовлетворения потребности нынешнего поколения без нанесения ущерба возможностям будущих поколений удовлетворять свои потребности.

Расшифровка этого термина в Японии излагается так: «Мы получили Землю не в наследство, а во временное управление для передачи следующим поколениям». Такой плакат висит на стене каждого кабинета чиновника.

Чтобы помнили.

Цель стратегии образования для устойчивого развития (ОУР) состоит в том, чтобы привлечь государства к развитию и включению ОУР в свои системы формального образования в рамках соответствующих учебных дисциплин, а также в неформальное образование и просвещение. Такой подход даст людям знания и специальные навыки в области устойчивого развития, расширит их возможности вести здоровый и плодотворный образ жизни во взаимодействии с природой и проявлять заботу о социальных ценностях и культурном многообразии.

Для осуществления этой цели требуется решить следующие задачи:

1. Обеспечить, чтобы механизм политики государства, нормативно-правовая база и организационные основы были опорой для ОУР.

2. Содействовать устойчивому развитию через формальное и неформальное обучение и просвещение.

3. Обеспечить освоение педагогами знаний, позволяющих включать вопросы устойчивого развития в преподаваемые ими предметы.

4. Обеспечить доступность учебных средств и методических пособий по ОУР.

5. Содействовать развитию ОУР и научным исследованиям в этой области.

6. Укреплять сотрудничество в сфере ОУР на всех уровнях.

Эти задачи следует решать при участии общественности и повышении информированности.

ОУР – это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования для взрослых, и выходит за пределы формального образования. Поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются в раннем возрасте, особое значение приобретает образование для детей.

Но в течение нашей жизни нам приходится выполнять разные задачи, охватывающие все элементы жизненной сферы. Поэтому требуется органичное включение в учебные программы на всех уровнях, включая профессиональное образование, подготовку педагогов и непрерывное образование для специалистов и руководителей.

На одном из семинаров по ОУР меня заинтересовало выступление преподавателя технического ВУЗа. Он определил основное требование подготовки инженеров: их образование должно осуществляться на интеграции знаний об устойчивом развитии цивилизации, чтобы в своей профессиональной деятельности специалисты руководствовались следующими критериями:

- улучшения качества жизни;

- равной возможности для всех людей получать выгоду от окружающей среды;

- справедливого доступа людей к ограниченным ресурсам;

- потребления энергии только в темпе ее возобновления;

- сохранения биоразнообразия.

Некоторые критерии (например, «выгода от окружающей среды») насторожили и захотелось возразить, но почти во всех была этическая составляющая, стремление сохранить социальный и природный баланс, а с этикой крепко связана необходимая при принятии решений ответственность за среду обитания.

Инженеры-экологи должны работать с эко-социо-техническими системами, состоящими не только из физических элементов, но и социальных (невещественных), отвечающих запросам общества, тесно с ним связанных. Для этого нужно системное мышление, способность перейти от локальных задач к глобальным, осознание целостности окружающего мира.

Масштаб экологических проблем современного мира требует профессионализма, адекватного восприятия, комплексного, системного подхода при принятии решений на основе диалога. Для ОУР требуется налаживание многостороннего сотрудничества и партнерства, субъектами которого являются правительства и местные органы управления, секторы образования и науки, здравоохранение, частный сектор, промышленность, транспорт и сельское хозяйство, средства массовой информации, неправительственные организации и общественные объединения.

В формальном образовании следует сохранять традиционный акцент на преподавание отдельных предметов, но в то же время открыть возможности для многостороннего и междисциплинарного анализа ситуаций реальной жизни. Это повлечет за собой изменения структуры учебных программ и методов преподавания, отказа педагогов от роли передаточного звена, а от учащихся – от роли исключительно получателей знаний. Следует действовать совместно. Важно, чтобы ученики и студенты приобретали соответствующие знания об устойчивом развитии и были информированы о влиянии решений, идущих вразрез с УР.

Важнейшим дополнением к формальному образованию являются неформальное образование и просвещение, особенно в плане обучения взрослых, способствуя применению активных методов обучения и совершенствованию навыков в течение всей жизни. Просвещение на рабочих местах способствует профессиональному росту как работодателей, так и работающих.

Таким образом, профессиональное и непрерывное образование призвано играть важную роль, оно должно быть обязательным для руководителей и всех специалистов, и в первую очередь для тех, кто занимается вопросами планирования и управления, и должно формировать знания и содержать информацию об УР.

Принятая на совещании высокого уровня «Стратегия ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития» предлагает реализовать комплексную систему непрерывного экологического образования во имя сохранения Земли и выживания человечества.

(доклад Байковой Л.И. на конференции 31 марта 2018 г.)

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О портале

Данный сайт объединяет под эгидой Экологического Совета при Губернаторе Ярославской области все экоинициативы, экосообщества, эконовости и экособытия Ярославской области. Охрана окружающей среды - дело, важное для каждого человека. Присоединяйтесь к работе. 

Контакты администратора портала

Подписка на новости

Подписка на новости портала поможет вам быть в курсе событий и своевременно помогать активистам экологических движений.
Back to top