Роль и место системы образования в управлении экологической ситуацией в стране и мире. Рожков С.И.

Тезисы:

1. Понятие о шести обобщённых средствах управления обществом.
2. Что формирует мировоззрение и нравственность человека.
3. Типы строя психики, каким должен быть Человек?

Как я понимаю, этот текст читают люди, которые понимают необходимость спасать природу от губительного воздействия на неё человечества и по мере своих сил и возможностей участвуют в этом деле, то есть становятся своего рода управленцами в этом процессе. Думаю, все понимают, что образование является одним из ключевых средств управления экологической ситуацией. По простому: какие будут люди – такая и будет ситуация. Но, чтобы лучше понимать каким образом строится управление экологической ситуацией через образование, нужно знать, как управляются социальные системы и процессы.


Управление обществом может осуществляться как структурным так и безструктурным способами. Структурное управление это обычное управление, где подчиненные выполняют директивы своего начальства. Но еще есть и широко используется в обществе безструктурное управление. Это когда безадресно распространяется информация, которая действует на сознание людей и статистически предопределенно вызывает необходимый эффект. Например, если на телевидении начать вести грамотно продуманные телепередачи, в которых будет доноситься информация о вреде алкоголя и табака, то уровень продаж этих изделий будет падать, а продолжительность жизни людей будет расти.

Чтобы разобраться во всех способах управления обществом полезно знать их основную классификацию. Это 6 обобщенных средств управления обществом (их еще называют приоритетами). Если они будут направлены на другую социальную систему, то они становятся приоритетами обобщенного оружия.

Начнем с 6-го приоритета. Это силовой приоритет. То есть методы физического воздействия. Применительно к экологии сюда войдут службы контроля и наказания за экологические нарушения, прямое воздействие на нарушителей.
5-й приоритет. Это управление здоровьем. Обращенный во вне – это средство геноцида: алкоголь, табак, другие наркотики, ГМО, некоторые виды музыки, пищевых добавок, прививок, косметики, вредоносная экологическая обстановка.
4-й приоритет – экономический. То есть управление экономикой и деньгами. Создавая определенную экономическую ситуацию можно управлять очень многими социальными процессами. Вплоть до поднятия или опускания целых стран и народов.
3-й приоритет – идеологический, фактологический. Это управление по-средством религий, светских идеологий. Например, марксизм, либерализм. Если человек берёт на веру какие-то факты, то он будет жить и действовать соответственно им. Например, когда медики с высоких трибун говорят о так называемых «безопасных дозах алкоголя», то большинство этому верит, а каждый третий человек, попробовав эти «безопасные дозы» становится алкогольно-зависимым.
2-й приоритет – исторический, хронологический. Не просто так каждая власть пытается переписать историю так как ей выгодно. История сильно формирует поведение людей. Ярким примером этого является Украина.
1-й приоритет – мировоззренческий, методологический. Сформировано ли у человека мировоззрение адекватное жизни, владеет ли он методологией для того, чтобы разобраться что истина, а что нет, способен ли он, имея определенную нравственность, различать новые явления в своей жизни и жизни общества? От этого сильнее всего будет зависеть его поведение и жизнь.


Чем выше приоритет (ближе к первому), тем его эффект более устойчивый и сильный. А чем ниже приоритет, тем он более быстродейственный.

Не трудно понять, что система образования, так же как и средства массовой информации, в своём управлении используют 1,2 и 3 приоритеты. Семья, воспитывая детей, использует все 6 приоритетов и при должном внимании родителей является самым мощным фактором в формировании человека. Но и система образования участвует в формировании самых сильных управленческих воздействий, давая людям факты, идеологию, методологию. Кого она формирует сейчас: человека- потребителя или человека – творца? На международной конференции «Для чего быть Образованию в XXI веке?», прошедшей 1-2 сентября 2017 года в Брюсселе было отмечено, что Болонская система образования формирует «человека-потребителя», готового элемента кредитно-финансовой системы.

Приведу один яркий пример, как в условиях существовавшей и ныне существующей системы образования, большинство людей, и, прежде всего, ответственных управленцев, не видят давно назревшую социально-экологическую проблему. Это - проблема перенаселение городов, приводящая к загрязнению среды обитания людей и толкающая людей к жизни в условиях тесной и загрязненной среды обитания. Что от сюда следует? В этой парадигме развития природа загрязняется, здоровье людей ухудшается, рождаемость падает, усугубляется ряд социальных проблем, города растут и уплотняются, стягивая к себе сельское население, а село продолжает вымирать.

Вся необходимая информация для понимания этой проблемы есть, и большинство людей, так или иначе, с этой информацией сталкиваются. Но способность к различению явлений в нашей жизни даётся человеку по его нравственности. И получается так, что большинство людей имеют такое мировоззрение и нравственность, что проблему перенаселения городов просто не замечает.

Мы видим, что система образования во многом формирует человека, но каким он должен быть – нормальный Человек в идеале? К чему нужно стремиться в процессе воспитания?

Для этого обратимся к классификации людей по типам строя психики.

Их всего 5, это: «человечный тип строя психики», «демонический», тип строя психики «зомби –биоробот», «животный» тип и «опущенный в противоестественность». Эта классификация имеет определенные условности, например, каждый человек в разных ситуациях может проявлять себя по-разному. Но она даёт понимание, какая информация - что формирует в человеке. Итак:

1. Человек с животным типом строя психики в своих поступках руководствуется прежде всего удовлетворением безусловных рефлексов и инстинктов, присущих виду человек разумный. Сюда входят все биологические потребности человека, а также инстинкты продолжения рода, самосохранения, инстинкт стадно-сайного поведения.

2. Человек со строем психики «зомби – биоробот» отдаёт предпочтение условным рефлексам, установкам культуры, в которой он воспитан.

3. Человек с демоническим типом строя психики в своём поведении может подняться над условными и безусловными рефлексами и действовать более свободно, но на основе эгоистических принципов для «себя любимого» или корпорации таких же как он.

4. Человечный тип строя психики характеризуется, также как и демонический, подчинённостью условных и безусловных рефлексов его воле, но он руководствуется в своих поступках совестью, интуитивными прозрениями, Божьим промыслом.

5. Есть еще один, специфический только для человека, тип строя психики.
Опущенный в противоестественность – это тот, кто одурманивает своё сознание и разрушает организм различными наркотическими ядами: алкоголем, табаком, другими наркотиками.

И опять же зададимся риторическим вопросом: кого формирует современная система образования с её «кодирующей педагогикой» - человека-творца, наместника Божьего на Земле, или человека-потребителя, винтика для транснациональной кредитно-финансовой системы?

Болонская система образования не нацелена на формирование понятийного мышления – основы научного мышления, адекватного жизни. Даже обучение русскому языку и грамоте в наших школах идёт на основе фонематического, а не на основе образно-логического метода, что программирует неграмотность наших детей и блокирует их творческие способности.

Обобщая всё сказанное, мы видим, что система образования является мощнейшим средством для осуществления безструктурного управления большим спектром социальных процессов (в том числе, и в формировании экологического сознания). Она участвует в формировании мировоззрения, фактологической базы человека, и, в любом случае, проводит какую-то идеологию.

В наш стремительный информационный век, с быстрой сменой технологий, для ликвидации экологического кризиса, на передний план выходит необходимость давать методологические знания, формировать в людях высокую нравственность, человечный тип строя психики.

На упомянутой мной конференции звучал вопрос: «Для чего нужно образование?». И ответ на него был безальтернативен: «Для устойчивого бескризисного развития человечества и культуры общества планеты Земля на бесконечно-длительном промежутке времени».

Люди натворили все экологические беды на Земле, им же придётся их и расхлёбывать! А для этого нужно воспитать таких людей, которые смогут это сделать.

Доклад Рожкова С.И. на конференции «Экологическое образование и устойчивое развитие»

31.3.2018 г. Ярославль, Некрасовская библиотека.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

О портале

Данный сайт объединяет под эгидой Экологического Совета при Губернаторе Ярославской области все экоинициативы, экосообщества, эконовости и экособытия Ярославской области. Охрана окружающей среды - дело, важное для каждого человека. Присоединяйтесь к работе. 

Контакты администратора портала

Подписка на новости

Подписка на новости портала поможет вам быть в курсе событий и своевременно помогать активистам экологических движений.
Back to top